Надеждов Аркадий Борисович (настоящая фамилия Каплан; 1886 – 18 октября 1939, Владивосток), российский театральный режиссер, заслуженный артист РСФСР (1928). Работал в петербургском театре «Пассаж», ростовской «Театральной мастерской», Таганрогском драматическом театре, ярославском Российском театре драмы имени Ф. Волкова, владивостокском Приморском театре им. Горького.
Аркадий Борисович родился в семье известного военного портного Бориса Каплана. Евгений Шварц в своей «Телефонной книжке» писал: «Порода никак не зависит от семьи и происхождения. Во всяком случае – у людей. Двое из сыновей портного Каплана выдались породистыми: актер Аркадий Надеждов и Михаил Борисович. Сестра родилась горбатой. Два остальных брата евреи, как евреи. Аркадий Борисович красавец, но несколько чересчур шумен. Кутил. Дрался. Скандалил. Пытался в зоологическом саду накормить слона французскими булочками досыта. По его приказу носили сторожа корзину за корзиной. Влюблялся. Имел у женщин успех. Одна поэтесса написал, что у него «тигра горделивая повадка». Остепенившись, стал режиссером, худруком, получил заслуженного деятеля искусств. Работал шумно, храбро до наглости, но талантливо. Одаренность и уберегла его от последствий невинности в области каких бы то ни было познаний. Вероятно, и беллетристику читал он разве только за обедом. Некогда было. Его породистость носила характер гвардейский. Уланский». Судя по автобиографии, написанной в 1932 году, Надеждов окончил частную классическую гимназию Г. А. Видемана в Санкт-Петербурге. Еще в гимназические годы участвовал в любительских и ученических спектаклях. Театральную жизнь А. Б. Надеждов начал с 1903 года в антрепризе. Работал в петербургском театре «Пассаж». В 1911-1912 гг. служил в Симбирске как характерный актер. Далее служил актером и режиссером в Одессе и Харькове. Об этом упоминается в книге Г. Ярона «О любимом жанре» (Москва, 1960), в главе «Рядом с большими мастерами»: «Сезон окончился. У меня было несколько интересных предложений, а мне ужасно не хотелось расставаться с красавицей – Одессой, и «вертящийся винтик» зацепил следующий… Меня пригласили в летний театр «Колизей». Там решили ставить сведенные в два акта оперетты и одноактные комедии с участием Е. М. Баскаковой и А. Б. Надеждова. Для постановки комедий был приглашен Надеждов, режиссером оперетт пригласили меня. <…> На зиму того же 1916 года я подписал контракт в Харьков в Екатерининский театр миниатюр, снова в качестве первого комика и режиссера. Группу комедийных актеров театра возглавляли мои товарищи по Одессе – Баскакова и Надеждов. Надеждов был и главным режиссером театра».
Работая в Полтаве в «Первой советской драматической труппе при агитационно-просветительном отделе полтавского губвоенкома» режиссер А. Надеждов познакомился с актрисой Марией Георгиевной Гайдаровой (1899-1986). В 1919 году они поженились, и с тех пор Мария Георгиевна следовала за мужем и работала в театрах Ростова-на-Дону, Таганрога, Владивостока.
В этом же 1919 году судьба забросила Аркадия Надеждова в Ростов-на-Дону. Служил режиссером в Малом театре, театре Политуправления СКВО, театре им. Луначарского (ныне театр им. М. Горького), преподавал на различных театральных курсах.
Наиболее известна его работа режиссером в ростовской «Театральной мастерской», создателем и вдохновителем которой был П. К. Вейсбрем, который собрал вокруг театра крупные художественные силы: композитор М. Ф. Гнесин читал лекции по музыке стиха, спектакли оформляли художники М. С. Сарьян, Д. С. Федоров. А. А. Арапов. В состав театра входили: Александр Костомолоцкий, впоследствии актер Театра имени Вс. Мейерхольда; Георгий Тусузов, с 1934 года актер Театра сатиры; Евгений и Антон Шварц, первый стал знаменитым драматургом, а второй – известным мастером художественного слова и др. У театра было два режиссера – Д. П. Любимов и А. Б. Надеждов.
Евгений Шварц в книге «Живу беспокойно… Из дневников» (Ленинград, 1990) писал:
«1953. 3 сентября. <…> Второй режиссер – открытый, живой красавец Аркадий Борисович Надеждов. Этот играл и в провинции, и с Далматовым, и у Марджанова, от которого подхватил словечко «статуарно». Работал Надеждов и у нас, и в полухалтурном театре (кажется, называли его «Свободный»), и ставил массовые зрелища в первомайские или октябрьские дни… Он внес в Театральную мастерскую веселый, легкий дух профессионального театра. На так называемых режиссерских экспозициях был он смел и совершенно беспомощен. Нес невесть что. А ставил талантливо. Не было у него никакой системы, нахватал он отовсюду понемногу – это сказывалось в его речах. Но вот он приступал к делу. Его красивое лицо умнело, становилось внимательным. Любовь к театру, талант и чутье помогали ему, а темперамент заражал актеров. Как это ни странно, но столь непохожие друг на друга режиссеры наши никогда не ссорились. Впрочем, Надеждов был уживчив, да и вряд ли считал Мастерскую основным своим делом. Чего же тут было делить ему с Любимовым? Надеждов поставил у нас «Гондлу» Гумилева и «Иуда – принц Искариотский» Ремизова».
В августе-сентябре 1920 года состоялась единственная прижизненная постановка драмы В. Хлебникова «Ошибка Смерти». Режиссер спектакля А. Б. Надеждов вспоминал: «Ставлю "Ошибку Смерти“. Хлебников присутствует на репетициях. Иногда делает замечания. Особенно интересует его Барышня Смерть. И тут же на репетициях он что-то торопливо набрасывает».
После отъезда «Театральной мастерской» в Ленинград, Надеждов был руководителем и главным режиссером в театральной мастерской при клубе Совторгслужащих, главным режиссером 1 Крестьянского театра, главным режиссером передвижной труппы, обслуживающей рабочие клубы Ростова-на-Дону.
После смерти режиссера С. Д. Орского в 1930 году А. Б. Надеждов стал художественным руководителем таганрогского театра, именуемого с 1920 года Народно-художественным театром. На его сцене, наряду с произведениями классической драматургии, ставились новые пьесы – М. Горького, А. Луначарского, А. Афиногенова и др. Актуальными были темы борьбы за коллективизацию и индустриализацию, непримиримой классовой борьбы и борьбы с правыми и левыми уклонами от линии партии и т.д.
Надеждов ставил и классические, и современные пьесы. За пять лет работы в театре зрители увидели «Вишневый сад» А. Чехова, «Горе от ума» А. Грибоедова, «Без вины виноватые» А. Островского, «Разбойников» Шиллера, «Хозяйку гостиницы» Гольдони, а также спектакли по пьесам современных драматургов: «Егор Булычев» и «Достигаевы и другие» М. Горького, «Аристократы» Н. Погодина, «Платон Кречет» и «Гибель эскадры» А. Корнейчука, «Слава» В. Гусева. Приходилось ставить и такие актуальные в то время пьесы, как «Страх» А. Афиногенова,и беспомощные, как пьеса Ю. Слезкина «Весенняя путина».
К сожалению, в Чеховской библиотеке сохранились неполные подшивки газет за 1930-е гг. Удалось найти только несколько рецензий на постановки А. Б. Надеждова.
А. Б. Надеждов не ограничивался деятельностью художественного руководителя и главного режиссера государственного драматического театра Таганрога. Большую роль сыграл он в организации Театра народного творчества. Активно участвовал в общественной жизни города, состоял членом таганрогского горсовета, а также членом краевого правления союза Рабис.
В августе 1936 года А. Б. Надеждов покинул Таганрог, чтобы стать главным режиссером ярославского театра драмы имени Ф. Г. Волкова. В 1920-30-е годы режиссеры в театре менялись каждый год. Не задержался в Волковском и Надеждов. В Ярославле Надеждов поставил только три спектакля: «Славу» А. Гусеева (премьера – 20 сентября 1936), «Бесприданницу» А. Н. Островского (премьера – декабрь 1936) и «Пушкина» А. Глобы (премьера – март 1937).
С 1937 по 1939 год Аркадий Надеждов работал главным режиссером во владивостокском Приморском театре им. М. Горького. Начал он с постановки «Любови Яровой» К. Тренева и «Мятежа» Д. Фурманова. А самым нашумевшим его спектаклем здесь стала «Анна Каренина» с Марией Гайдаровой в главной роли.
18 октября 1939 года Аркадий Борисович умер от внезапной остановки сердца. С почестями, каких до того не знал ни один театральный деятель Владивостока, Надеждов был похоронен на городском Эгершельдском кладбище.