…Блеснет ли в жизни моей луч счастья и
радости, нахмурится ли чело от скорби и
горя,- всегда Таганрог, Азовское море со-
гревают и поддерживают меня, картины
родины вдохновляют мое художественное
творчество..
К. А. Савицкий 1902 г.
Константин Аполлонович Савицкий родился 25 мая (6 июня) 1844 года в Таганроге в дачной местности под названием Франковка или Бароновка (позже – территория металлургического завода). Семья Савицкого в то время проживала в здании мужской гимназии, где его отец, по профессии военный врач, работал первым гимназическим врачом после его выхода в отставку, а в Бароновке снимала дачу на лето.
Детские и юношеские годы будущего художника прошли в Таганроге. Впоследствии он писал: «Таганрог, Азовское море, родная моему сердцу Франковка согревают и поддерживают меня, картины родины вдохновляют мое художественное творчество». Интерес к живописи у Кости Савицкого проявился рано. Бывая с родителями на берегу моря или в Приазовской степи, он делал зарисовки с натуры. И в гимназии, куда мальчик был определён в десятилетнем возрасте, любимым занятием его были уроки рисования.
В пятом классе гимназии жизнь подростка резко изменилась: как-то неожиданно друг за другом умерли его родители. Костю забрал к себе брат отца, живший в Латвии, который стал его опекуном. Там Савицкий был определен в частный пансион, а после окончания курса в 1862 году он уехал учиться в Петербургскую Академию художеств.
Большое влияние на развитие таланта юноши и формирование его общественно-эстетических взглядов оказало общение с выдающимися представителями русской культуры – И. Е. Репиным, И. И. Шишкиным, В. М. Васнецовым, М.М.Антокольским, Стасовым и другими.
Константин Савицкий вскоре становится одним из лучших учеников Академии. Его классные работы удостаиваются пяти серебряных медалей. В 1871 году за отличное исполнение конкурсной картины «Каин и Авель» на библейский сюжет Савицкий получает золотую медаль.
На рубеже 1870 и 1871 годов в России возникло «Товарищество передвижных художественных выставок». Оно формировалось под влиянием идей народничества. Основной темой творчества передвижников стала жизнь простого народа во всех ее драматических проявлениях.
После окончания Академии художеств и двухгодичного пребывания за границей К. А. Савицкий принимает самое активное участие в деятельности «Товарищества». «Ремонтные работы на железной дороге» – картина, которая стала одним из первых полотен, посвященных жизни нового для того времени класса рабочих.
О направленности тематики творчества К. А. Савицкого говорят названия его картин: «Погорельцы», «Темные люди», «На войну», «Пастух», «Крючник», «Спор на меже» и многие другие.
Более 20 лет отдал Константин Аполлонович педагогической деятельности. Он работал в художественных училищах Петербурга, Москвы, Пензы. В 1897 году ему было присвоено звание академика живописи. Среди многочисленных учеников художника был и его сын Георгий, впоследствии известный мастер, лауреат Государственной премии.
Умер в Пензе 31 января (13 февраля) 1905 года. Похоронен на Митрофановском кладбище в Пензе.
Всем нам известно, что этот художник очень любил лес и его природу, любовался каждым кустиком и травинкой, заплесневелыми стволами деревьев, украшенных обвисающими от тяжести листвы и хвои ветвями. Всю эту любовь Шишкин отражал на обычном льняном холсте, чтобы потом весь мир увидел непревзойденное и поныне мастерство великого русского мастера.
При первом знакомстве в зале Третьяковки с картиной «Утро в сосновом бору», чувствуется неизгладимое впечатление присутствия зрителя, разум человека полностью вливается в атмосферу леса с дивными и могучими великанами соснами, от которых так и разит хвойным ароматом. Хочется глубже дышать этим воздухом, своей свежестью замешанный с утренним лесным туманом покрывающим окрестности леса.
Видимые верхушки вековых сосен прогнувшихся от веса ветвей ласково освещены утренними лучами солнца. Как мы понимаем, всей этой красоте предшествовал страшный ураган, могучий ветер которого, с корнем вырвал и повалил сосну разломив ее надвое. Все это по способствовало тому, что мы видим. На обломках дерева резвятся медвежата, а их озорную игру охраняет мама медведица. Этот сюжет можно сказать очень явно оживил картину добавляя всей композиции атмосферу повседневной жизни лесной природы.
Не смотря на то, что Шишкин редко писал животных в своих произведениях, отдавая предпочтения все таки красотам земной растительности. Он, конечно, рисовал в некоторых своих работах овечек и коров, но видимо его это несколько напрягало. В данном сюжете медведей написал его коллега Савицкий К.А., который время от времени занимался творчеством вместе с Шишкиным. Возможно, он и предложил совместную работу.
Это объединенное соавторство было единственным случаем в творчестве пейзажиста, даже не ожидавшего ни каких дальнейших подвохов в объединенном творчестве, но то, что произошло, читайте далее.
По окончании работы Савицкий также подписался в картине, таким образом было две подписи. Все бы ничего, картина очень понравилась всем, в том числе и известному меценату Третьякову, который решил купить полотно для своей коллекции, правда, потребовал убрать подпись Савицкого, мотивировав тем, что основной объем работы был исполнен более знакомым ему Шишкиным, которому пришлось исполнить требование коллекционера. В результате в этом соавторстве возникла ссора, потому как, весь гонорар был заплачен главному исполнителю картины. Конечно точной информации по этому поводу, практически нет, историки разводят руками. Можно, конечно только догадываться, как был разделен этот гонорар и какие неприятные ощущения были в кругу коллег художников.
Сюжет с картиной «Утро в сосновом бору» получил широкую известность среди современников, было много разговоров и рассуждений относительно отображенного художником состояния природы. Очень красочно показан туман, украсивший мягкой голубой дымкой воздушность утреннего леса. Как мы помним, художник уже писал картину «Туман в сосновом лесу» и этот прием воздушности получился очень кстати и в этом произведении.
Сегодня картина очень распространена, как писалось выше известна даже детям, кто любит конфеты и сувениры, частенько ее даже называют «Три медведя», возможно по тому, что в глаза бросаются трое медвежат, а медведица как бы в тени и не совсем заметна, во втором случае в СССР так называли конфеты, где печатали на фантиках данную репродукцию.
Также сегодня современные мастера рисуют копии, украшая красотами нашей русской природы различные офисы и представительские светские залы, ну и конечно наши квартиры. В оригинале сей шедевр можно увидеть, посетив не часто посещаемую многими Третьяковскую галерею в Москве.