Хандрины (Хандри) – жители Таганрога, греки, потомственные почетные граждане, купцы, мещане, домовладельцы, землевладельцы.
Фамилия Хандриных в старинных рукописях упоминается как Хандри, имеет две самостоятельные родословные ветви, между которыми не наблюдается каких-либо родственных связей. Это купец Антон Хандрин и мещанин Пантелеймон Хандри. Последний и его жена Панаги (Пелагея) Евстафьевна имели, во всяком случае, обнаружены бесспорные доказательства, пятерых детей. Речь пойдет о Хандрине, который сыграл известную роль в таганрогской жизни – это Антон Захарович Хандрин, сын Захария Антоновича и внук Антона Хандрина (см. Гаврюшкин О. П. Вдоль по Питерской.)
Особой известностью пользовался Антон Захарович, сын Захария Антоновича и Евфросиньи Федоровны Хандриных, юрист, кандидат прав, коллежский асессор, секретарь канцелярии уголовного отделения Таганрогского окружного суда, купец 2-й гильдии, член Таганрогского коммерческого собрания, гласный Таганрогской городской Думы, 1880-е – 1910-е гг., член Таганрогской городской Управы, член городской комиссии по сооружению амбаров Новой гавани, председатель городской комиссии по эксплуатации городской выгонной земли, член Таганрогских городских ревизионной и юридической комиссий, член Таганрогского по торговым делам присутствия, член Таганрогского городского распорядительного комитета по квартирному довольствию войск, председатель попечительного совета таганрогской Мариинской женской гимназии, член комитета таганрогской мореходной школы, председатель общества вспомоществования недостаточным учащимся начальных училищ, попечитель таганрогских приходских мужских училищ: 1-го и 4-го «Владимирского», председатель Таганрогского городского попечительства детских приютов, председатель Таганрогского городского благотворительного совета, председатель Татьянинского комитета в Таганроге, член таганрогского окружного правления императорского Российского общества спасания на водах, член комитета Таганрогского общества призрения неимущих, председатель Таганрогского общества борьбы с туберкулезом.
Характеризовали его властолюбивым, не терпящим чужого мнения и мнения оппозиции, человеком. Начинал он помещиком, занимался сельским хозяйством, затем перебрался в город. После того, как в 1909 году его избрали городским головой, проявился его своенравный характер и он приобрел репутацию «маленького диктатора». За эти качества отцы города его невзлюбили и при первом удобном случае отобрали у него власть мэра города. В ноябре 1911 года Антон Захарович подал заявление об отставке, которое было принято. В 1918 году во время немецкой оккупации Таганрога вновь баллотировался в органы власти от партии «Народная свобода» и вновь был избран городским головой. Занимая ответственный и почетный пост городского головы Антон Хандрин в то же время находился во главе многих местных благотворительных учреждений и являлся одним из крупных жертвователей. Являлся председателем комитета Донского попечительства о народной трезвости, председателем Общества народных библиотек. Городская библиотека и городское училище очень многим обязаны своему попечителю и защитнику. Являлся гласным думы и почетным мировым судьей Таганрогского судебно-мирового округа.
Интересно личное мнение, высказанное П.П. Филевским в адрес А. 3. Хандрина, когда в 1906 году его избрали гласным думы. «Среди гласных тогда наиболее имели значение следующие люди А.З. Хандрин, юрист, очень богатый землевладелец, неглупый, но крайне заносчивый и капризный человек. Кроме двух-трех человек, которых он считал достойных своего внимания, к прочим относился свысока. Говорил долго, вычурно, придумывая выражения и любил протестовать по всяким пустякам». (см. Гаврюшкин О. П. Мари Вальяно и другие).
Кстати, первый автомобиль, появившийся на улицах города в 1909 году назывался «самокат» и принадлежал Антону Хандрину. (см. Гаврюшкин О. П. По старой Греческой.)
Антону Захаровичу принадлежал дом, в котором сейчас располагается художественный музей по адресу ул. Александровская, 56.
Одноэтажный на высоком цоколе особняк, построенный в начале 1870-х годов по проекту архитектора Тенишева, относится к категории богатых городских особняков, сочетающих в своем облике мотивы различных исторических стилей (в данном случае необарокко, позднего ренессанса и раннего классицизма). Это великолепный образец поздней эклектики в ее «оштукатуренном» варианте, очень характерном для архитектуры Таганрога этого времени. Фасад здания, выходящий на Иерусалимскую (Александровскую) улицу, имеет двухризалитную композицию, где в левой части для удобства планировки размещен вход с сохранившимся чугунным литым навесом крыльца на двух колоннах и прекрасной филенчатой дверью с резными деталями.
Фасад особняка имеет чрезвычайно обильное лепное насыщение, в котором использованы мотивы гирлянды, фигурные замковые камни, филенки с геометрическим и растительным орнаментом, русты, декоративные вазы, львиные маскароны. Оконные наличники с «ушками» в верхней части и стилизованный мотив овалов под окнами, характерный для оформления балконов раннего классицизма, выполнены в стилистике «Людовика XVI», однако выразительные львиные маски и своеобразная обработка полуколонн с выделением нижней части гирляндами и с каннелировкой наверху вызывают в памяти приемы, восходящие к позднему итальянскому ренессансу, уже начинавшему приобретать барочные черты. На аттиках, увенчивающих боковые ризалиты здания, были расположены объемные скульптуры, ныне утраченные.
В плане особняк имел П-образную форму, между боковыми «крыльями» была расположена открытая деревянная веранда, органически связывающая прилегающий к дворовому фасаду сад с интерьером парадных комнат. Жилые помещения первого этажа были спланированы по принципу анфилады, берущей свое начало от роскошной деревянной парадной лестницы и примыкающего к ней вестибюля. Хорошо сохранились интерьеры бывшего дома Хандрина: облицованные фигурными изразцовыми плитками камины, сложные лепные потолки, мозаичный паркет из мореного дуба.
Участок, на котором расположен особняк, со стороны Александровской улицы обнесен кованой оградой на высоком цоколе с калиткой и воротами; в свое время он был разделен глухим забором на «парадную» и «хозяйственную» части со всем набором служб, типичных для большой городской усадьбы второй половины XIX века. В восточной части участка до наших дней сохранился кирпичный каретник.
(см. Григорян, М. Е. Таганрог : история архитектуры и градостроительства конца XVII - начала XX века – Ростов-на-Дону, 2013. – С. 178-180.)
После революции в здании размещались городская военная комендатура, детский приемник для беспризорников, музыкальная школа. В 1970-е особняк был передан под картинную галерею. После проведенных реставрационных работ в 1976 году была открыта Таганрогская картинная галерея.