11 (23 по ст.ст.) апреля 1887 года в Санкт-Петербурге родился один из известнейших артистов русского цирка Анатолий Анатольевич Дуров.
Анатолий Дуров – правнук известной кавалерист-девицы (первой в русской армии женщины-офицера) Надежды Дуровой, сын одного из двух основателей цирковой династии Анатолия Леонидовича Дурова, имя которого на рубеже 19-20-го веков гремело по всей Российской империи и прославленной наездницы из старинного рода Штадлеров.
Детство и юность прошли в Воронеже, где у отца был дом. Окончил частное реальное училище В.М. Ченозубовой, ездил с отцом по гастролям, помогая на манеже. Мальчик был одаренным с раннего детства: «он обладал неуемной фантазией, проявлял склонность к актерству, с чувством декламировал стихи, был гутаперчив и великолепно показывал фокусы».
Дебют Дурова-младшего, который пошел по стопам отца и начал свои первые самостоятельные выступления на арене цирка, состоялся в 27-летнем возрасте под псевдонимом «Толли». Тогда он располагал всего лишь одним петухом, котом и несколькими крысами. Анатолий Анатольевич зарабатывал себе имя на номерах с политической сатирой, в которых использовал дрессированных животных. В 1914 году за сатирическое выступление против начавшейся войны прямо на арене Нижегородского цирка его арестовали и сослали в Котельнич Вятской губернии. В ссылке Дуров пробыл 8 месяцев (первоначально срок был 8 лет, но благодаря влиятельным родственникам и авторитетным друзьям его сократили), после чего вновь вышел на арену и продолжил работать с животными.
В 1916 году умирает отец А.Л. Дуров и Анатолий унаследуете его аттракцион. Выступления Анатолия Дурова-младшего пользуются огромной популярностью: дрессировщик выступал в манере своего прославленного отца, придумавшего с братом свой метод дрессировки: с помощью ласки и вкусового поощрения, а не болевых действий и угроз животное делалось ручным и исполнительным.
Во время начала революции, которую Анатолий принял и приветствовал, он оказался на гастролях в Крыму. Позже, гастролируя по городам России, Дуров выступал в Казани перед бойцами Красной армии и получил звание почетного красноармейца.
В сложной политической обстановке гражданской войны, когда страну лихорадило политически и экономически, а выживать было непросто, имея сотню зверей, которых нужно ежедневно кормить, а также подвергаясь постоянной травле от конкурентов и не имея ни откуда поддержки, Анатолий в 1917 году выезжает с гастролями заграницу, которые затянулись до 1925 года.
Со своим аттракционом А. Дуров объехал всю Европу, его представления имели огромный успех. Спектакли, разыгрываемые дрессированными животными, отражали бытовые темы, понятные на любом языке мира: это были сцены «свадьбы»: пир зверей, русская тройка, знаменитая дуровская железная дорога, развлекательная программа для гостей свадьбы, певцы, танцоры, джазовый оркестр. Разыгрывалось все, что случается с людьми на подобных торжествах: любовь, ревность, разборки.
В 1925 году артист возвращается в Россию, чему послужила телеграмма от директора Ленинградского цирка Никитина, полученная 18 января 1925 года во время его гастролей в Риге в цирке Соломонского.
Текст телеграммы гласил: «Получено разрешение восстановления тебя в подданстве. Въезд в Россию возможен после Риги. Условия устрою хорошие. Контракт одного года сделает колоссальную рекламу. Не бойся ничего. От всего гарантируем. Владимир ничего не сделает. Пользуйся случаем другого не будет, брось все и приезжай. Отвечай срочно».
В те годы въезд и выезд из России был чрезвычайно сложен, но Дуров предпринимает первые шаги: 16 февраля 1925 года Анатолий Анатольевич вторично зарегистрировал свой брак с женой-эстонкой Аннетой Юрьевной, урожденной Кельт в Таллине (первая регистрация состоялась в 1914 году в Росси), что позволило артисту сменить итальянское гражданство на эстонское. И уже через три месяца, в мае 1925 года Дуров был в России и получил обещанный контракт на гастроли.
На Родину Анатолий Анатольевич вернулся артистом с мировым именем, покорив талантом полмира, имея более двадцати разновидностей зверей из разных уголков земного шара и несколько программ выступлений.
В России его выступления производили ошеломляющее впечатление, получая самую высокую оценку от зрителей: спектакли демонстрировали не только высокий уровень технических результатов дрессировки, но еще и талантливое режиссерское решение и артистизм, а выступления были пронизаны добродушием, мягкой иронией и полным отсутствием саркастической злости. Дуров получал благодарности и просьбы провести благотворительные представления (деньги перечислялись нуждающимся) или позволить бесплатно посмотреть аттракцион, и он выделяет специальный день на благотворительность – понедельник. Доход Анатолий Анатольевич получал за счет выезда заграницу на гастроли, выполняя ранее заключенные договоры и контракты с иностранными цирками, параллельно заключая новые.
Доброта, чуткость были присущи Дурову, к которому многие артисты обращались в трудную минуту. В самые разные периоды своей жизни Анатолий спешил помочь всем, кто нуждался: так, из воспоминаний акробатов Маслюковых известно, что в 1917 году Дуров-младший пожертвовал своим гонораром, чтобы поддержать артистов, попавших в сложное положение; он одалживал большие суммы на выгодных для просителя условиях, искал книги за рубежом и привозил их на родину для теоретика цирка Н. Кузнецова, нередко одалживал и животных своим коллегам, прося лишь относиться к ним заботливо, как относится сам.
В начале сентября 12 числа 1926 года таганрогские власти пригласили знаменитого артиста на день города. Приехав в Таганрог, Анатолий Анатольевич влюбляется в город у моря, так напоминающий ему Воронеж, и поэтому решает приобрести здесь два больших дома и перевезти мать и сестер с их семьями. Но приобрести усадьбу можно было только гражданину России, поэтому, вероятно, в этом же году артист получает Российское гражданство и две усадьбы по ул. Шевченко 111 и 107 были куплены.
В Таганрог из-за границы были перевезены и 300 экземпляров животных – весь дуровский театр зверей, которых он собирал по всему миру. Для их переправки был арендован целый железнодорожный состав – 33 вагона. На усадьбе были сделаны срочные преобразования: строится спуск к морю и бассейн для морских львов и крокодилов. Но всех зверей разместить на усадьбе не было возможности, поэтому строятся наземные вольеры для четвероногих артистов в каменном корпусе напротив цирка (на территории нынешней Красной площади), куда мог прийти любой желающий и посмотреть очень редких экзотических животных, собранных со всего мира. Из Кельна в Таганрог были присланы 8000 экземпляров книг «Веселые звери А.Дурова». А Анатолий Анатольевич заказывает афишу «Театр зверей в Таганроге» на трех языках.
Вокруг имени артиста Дурова с новой волной разгораются скандальные события. На страницах одних газет, его обвиняют в аполитичности, не понимая сущности новаторства его дрессуры, не признавая за ним право иметь свой стиль и манеру выступления, другие – его защищают, делая упор на колоссальный успех и громаднейший наплыв публики именно на его выступления.
И тем не менее, атмосфера недоброжелательства и травли продолжает сгущаться: на одном из выступлений, он получает записку:
«Ну так чтож, пожинай лавры легких побед
Только знай, все ведь это не вечно
Вот сегодня подох у тебя попугай
Завтра все подохнет беспечно».
Потом начинают погибать звери-артисты: был застрелен морской лев, погиб петух Филорет и попугай, а также на одном из представлений из-под купола цирка сорвался целый вертолет с животными.
Несмотря на всю тяжесть сложившейся обстановки, Анатолий Анатольевич не сдается – он всюду ищет адреса тех, кто мог бы продать ему зверей, в России или за границей, чтобы восполнить утраты. И Дуров ведет переписку с ленинградским зоологическим садом, прося уступить животных местной и иностранной фауны, договаривается с немецким торговцем зверей, но в связи с требованием санинспекции, зверей сажают на шестинедельный карантин. Вместо погибших артистов он вводил в спектакль новых, продолжая свои выступления.
Скорее всего знаменитому артисту удалось бы восстановить свой аттракцион, но его жизнь трагически обрывается 19 ноября 1928 года в 11 часов утра под Ижевском, куда он приехал на гастроли.
По официальной версии, в основе которой лежит свидетельство врача Ф.В.Стрельцова, опубликовавшего брошюру «А.А.Дуров» всего через несколько дней после гибели артиста, говорилось: «Анатолий Анатольевич погиб от выстрела ружья, курок которого на охоте «зацепила собака».
Однако документы следствия и постановление суда, который проходил позднее этого не подтверждают. Суд признал виновным в гибели артиста рабочего Глазырина, так как на единственном ружье, принадлежавшем обвиняемому были обнаружены отпечатки пальцев А.Дурова. Суд приговорил Глазырина по статье 139 Уголовного кодекса «к принудительным работам на пять месяцев по месту работы на Ижевских заводах».
24 ноября 1928 года в Москве тело убитого без согласия родственников было кремировано, а урна с прахом увезена женой в Таганрог. Прощаться с знаменитым дрессировщиком вышел весь город.
Имя Дурова было присвоено цирку и Банному спуску (постановление исполкома Таганрогского горсовета депутатов трудящихся от 18.11.1929 г.).
После смерти дрессировщика в Таганроге 19 ноября 1929 года был открыт музей-уголок А.А. Дурова, где были сохранены личные вещи, письма, афиши, собранные за годы выступлений, артистические костюмы, документы, уникальные фотографии великого артиста, а также на территории усадьбы сооружен склеп, где покоился прах А.А. Дурова.
Перед войной этот музей прекратил свое су¬ществование, урна с прахом и все экспонаты родственники артиста передали в Таганрогский крае¬ведческий музей.
Осенью 1933 г. во время очередных гастролей в Ижевске племянник и последователь погибшего артиста Владимир Дуров установил на месте гибели дяди памятник. На нем высечена надпись: «На охоте от случайного выстрела 19 ноября 1928 г. здесь трагически погиб известный артист цирка Анатолий Анатольевич Дуров».
В 1988 году в доме по переулку А. Глушко, 44 был открыт Музей А.А. Дурова (входит в ТГЛИАМЗ), где хранятся подлинные документы, письма, контракты артиста, фото и видео документы, уникальные костюмы, в которых работал Анатолий Дуров, и предметы интерьера того времени.
В 1998 году по решению Городской Думы Таганрога № 271 от 26.02.98 г. «О подзахоронении урны с прахом артиста с мировым именем А. Дурова», прах Анатолия Анатольевича перенесли на старое городское кладбище, где находится фамильный участок цирковой семьи.
Дуров Анатолий Анатольевич
Дуров Анатолий Анатольевич
-
Бабанкин, Ф. Цирковая династия / Ф. Бабанкин // Таганрогская правда. – 1967. – 25 марта. – С. 4.
-
В. Похороны Анатолия Дурова / В. // Красное знамя. – 1928. – 1 дек. – С. 6.
-
В. К годовщине смерти А.А. Дурова // Донская правда. – 1929. – 19 нояб. – С. 4.
-
В. Памяти А. Дурова // Донская правда. – 1929. – 23 нояб. – С. 4.
-
В. К смерти Анатолия Дурова: кому перешли дуровские звери / В. К. // Красное знамя. – 1928. – 27 дек. – С. 4.
-
Вэдэ. Гастроли А.А. Дурова / Вэдэ // Красное знамя. – 1927. – 16 окт. – С. 2.
-
Вэдэ. Памяти Анатолия Дурова / Вэдэ // Красное знамя. – 1928. – 24 нояб. – С. 5.
-
Гаврюшкин, О. Переулок Полтавский, 36. Квартал, 105 (Антона Глушко, 44) / О. П. Гаврюшкин // По старой Греческой… (Хроника обывательской жизни). – Таганрог, 2003. – С. 362-364
-
Головко, В. Кинетофон и лекции графа Толстого: как в Ростове-на-Дону в конце XIX - начале XX века горожане проводили свой досуг // Молот. – 2022. – 4 февр. – С. 12.
-
Голубничий, А. Его смерть осталась загадкой / А. Голубничий // Наше время. – 1999. – 15 окт. – С. 4.
-
Дорошенко, Т. Солнечный клоун / Дорошенко Т. // Таганрогская правда. – 1998. – 19 нояб. – С. 3.
-
Дорошенко, Т. Вся жизнь на арене цирка: о выставке в краеведческом музее к 100-летию А. А. Дурова / Т. Дорошенко // Таганрогская правда. – 1987. – 7 мая.
-
Дубина, Е. Анатолий Дуров. Жизнь после смерти... / Е. Дубина // Город. – 1998. – 4 июля. – С. 2.
-
Еремеева, А. Театр и сценические зрелища: о путях развития театрального искусства в годы Гражданской войны на юге России по историческим документам и воспоминаниям /А. Н. Еремеева // «Под рокот гражданских бурь...»: (Худож. жизнь Юга России в 1917 - 1920 годах). СПб., 1998. С. 121-150.
-
Иванов, Б. Память о клоуне: Дуровский спуск в Таганроге / Б. Иванов // Таганрогская правда. – 2007. – 21 авг. – С. 4.
-
Иванова, Е. Русскими Моцартом и Сальери оказались дрессировщики Дуровы: / Е. Иванова // Аргументы и факты. – 2000. – 30 июля. – С. 4.
-
Киричек, М. Музей Дурова / М. Киричек // Грани месяца. – 1998. – № 12. – С. 15.
-
Киричек, М. Последний приют / М. Киричек // Таганрогская правда. – 1992. – 21 марта. – С. 4.
-
Киричек, М. Дуров Анатолий Анатольевич (1887-1928) / М. С. Киричек // Их именами названы улицы / М. С. Киричек. – Таганрог: ИП Стадников Р. Н., 2009. – С. 41-42. – ISBN 987-5-9901455-2-8. – Текст: электронный. – http://vivaldi.taglib-collection.ru/book/2018/kirichek_ich_imenami.pdf/details
-
Киричек, М. Цирк на площади / М. С. Киричек // По ладоням твоих площадей / М. С. Киричек. – Таганрог: ООО «Издательство «Лукоморье», 2007. – С. 77-79. – ISBN 978-5-902450-13-9. – Текст: электронный. – http://vivaldi.taglib-collection.ru/book/2018/kirichek_po_ladonym.pdf/view/
-
Киричек, М. Красная (Александровская) площадь / М. С. Киричек // Таганрог. Энциклопедия. – Таганрог: Антон, 2008. – С. 419. – ISBN 978-5-88040-064-5.
-
Киричек, М. Дуров Анатолий Анатольевич / М. С. Киричек // Таганрог. Энциклопедия. – Таганрог: Антон, 2008. – С. 333. – ISBN 978-5-88040-064-5.
-
Козубенко, Т. А. А. Дуров: последний период жизни (1925-1928) / Т. Козубенко // Таганрог: Сборник статей. Вып.2. – 2002. – Таганрог. – С.45-48.
-
Козубенко, Т. Дуров в Таганроге / Козубенко Т. // Вехи Таганрога. – 2008. – № 36. – С. 18-19.
-
Морозова, Ю. Легенда цирка / Ю. Морозова // Аргументы и Факты на Дону. – 2017. – 16-22 авг. – С. 15.
-
О подзахоронении урны с прахом артиста с мировым именем А. Дурова в могилу матери: Решение от 26.02.98г., № 271 // Город официальный. – 1998. – 2 апр.
-
Ол.-Ор. Дуров младший / Ол.-Ор. // Донская правда. – 1930. – 9 апр. – С. 4.
-
Протокол № 48 заседания Президиума Донокрисполкома от 18 ноября 1929 года [о переименовании Таганрогского цирка и Банного спуска – цирком имени почетного красноармейца, заслуженного артиста Республики А. А. Дурова и Дуровским спуском] // Таганрогский филиал Государственного архива Ростовской области Таг. ОКР ФО – Ф.Р-469 – ОП.1 – Д.70. – с.166.
-
Ростовская, Р. Из рода Дуровых / Р. Ростовская // Грани месяца. – 1997. – №3. – С. 15.
-
Саврасова, Т. Династия Дуровых / Т. Саврасова // Таганрогская правда. – 1989. – 7 дек. – С. 3.
-
Стрельцов, Ф.В. Анатолий Анатольевич Дуров / Стрельцов Ф.В. – Ижевск: Издание научного общества по изучению Вотского края, 1928. – 28 с. илл.
-
Судьба артиста // Таганрогская правда. – 2007. – 6 апр. – С. 5.
-
Тимофеева, Г. Загадка смерти солнечного клоуна: о последних годах жизни дрессировщика А.А.Дурова / Г. Тимофеева // Аргументы и факты на Дону. – 2003. – №39 (сент.) – С. 12.
-
Тимофеева, Г. Зеленый свинтус: об анекдоте, случившимся с Дуровым А. в Таганроге / Г. Тимофеева // Аргументы и факты на Дону. – 2008. – 3-9 дек. – С. 17.
-
Урна с прахом прибывает 27 ноября // Красное знамя. – 1928. – 24 нояб. – С. 5.
-
Хлыстун, С. Зависть / С. Хлыстун // Московский комсомолец на Дону. – 2015. – 7 окт.