Глазырин Алексей Александрович (01.08.1922, Глазов – 13.04.1971, Москва), советский актер театра и кино. Заслуженный артист РСФСР (1957). С 1942 года принимал участие в работе театральной фронтовой бригады. Награжден медалью «За оборону Москвы». Окончил Государственный институт театрального искусства (1944, курс В. В. Белокурова). Работал в Таганрогском театре имени А. П. Чехова, новосибирском театре «Красный факел», Московском театре имени К. С. Станиславского, Московском театре-студии киноактера...
10 января победного 1945-го года таганрогскому зрителю был представлен спектакль «Три сестры», где Алексею досталась роль Александра Вершинина – возлюбленного Маши Прозоровой (Елизавета Солодова). Глазырин играл блестяще. Первая же роль сделала его знаменитым и завоевала зрительские симпатии. Глазырин играл подполковника Вершинина, пока спектакль «Три сестры» не сошел с театральной афиши.
Спустя четверть века, в 1970 году А. Глазырин снова приехал в Таганрог вместе с участниками первого представления «Трех сестер» и снова встретился со своим героем Александром Игнатьевичем Вершининым. Таганрог бурлил, подступы к театру были забиты желающими попасть в зрительный зал, любимых артистов встречали овациями. А маститые, увенчанные званиями актеры в этот день встретились со своей театральной юностью в тех же ролях на той же таганрогской сцене.
Людмила Семеновна Антонюк вспоминала о Глазырине: «Это был актер, которого Бог задел своим крылом, а Бог это делает очень редко».
А. А. Глазырин в одинаковой мере владел искусством и комедии и драмы. С большим мастерством он создал ряд образов в пьесах А. П. Чехова – Шабельского в «Иванове», Тригорина в «Чайке», Гаева в «Вишневом саду», Вершинина в «Трех сестрах».
Зрителям старшего поколения Алексей Глазырин запомнился в таких ролях, как Петруччо («Укрощение строптивой» У. Шекспира), Прибытков («Последняя жертва» А. Островского), Рощин («Хождение по мукам» по А. Толстому), Кошкин («Любовь Яровая» К. Тренева), Платон Кречет («Платон Кречет» А. Корнейчука), Фердинанд, Президент фон Вальтер («Коварство и любовь» Ф. Шиллера) и других.
Навсегда в анналы истории Чеховского театра вошли спектакли «Маскарад» с Глазыриным в роли Арбенина, «Егор Булычов и другие», где роль Булычова талантливо исполнял А. Глазырин, «Незабываемый 1919-й» с Глазыриным в роли И. В. Сталина.
По-разному сложилась жизнь «гитисовцев». Большинство из них в конце 1940-х – начале 1950-х годов покинули Таганрог. Кто-то вернулся в Москву, кто-то продолжил свою актерскую судьбу в театрах других городов.
Алексей Глазырин уволился 25 октября 1954 года. Вместе с ним ушла из театра его супруга актриса Зоя Арсентьевна Жукова (17.10.1920 – 28.11. 2001). Зоя Жукова окончила ГИТИС в 1944 году. Играла вместе с мужем в Таганрогском театре. Снималась в кино. В 1941 году снялась в известном фильме «Свинарка и пастух» в роли подруги главной героини.
В таганрогском театре Глазырин проработал в общей сложности десять лет. К этому времени таганрогская сцена стала мала для его замечательного таланта. В своем творческом развитии артист настолько «повзрослел», что просто вышел за рамки провинциального театра.
Кроме того, богемный образ жизни, постоянные конфликты с представителями власти, нарушения трудовой дисциплины не добавляли ему симпатии в глазах городского руководства. Не сыграло даже роль избрание Глазырина депутатом Таганрогского городского Совета в 1947 году.
8 октября 1951 года Алексей Глазырин был переведен в Ростовский театр имени М. Горького, но проработал там всего несколько месяцев, и 14 февраля 1952 года вернулся в Таганрог.
Окончательно А. А. Глазырин покидает Чеховский театр в октябре 1954 года. Вместе с женой он уезжает в Новосибирск, в гремевший тогда на всю страну театр «Красный факел», по приглашению его главного режиссера Веры Павловны Редлих.
Мы благодарны Таганрогскому филиалу Государственного архива
Ростовской области за предоставление «Личного дела А. А. Глазырина» и фотографий.
В 1950-е годы В. Редлих твердо и последовательно объединяет театр под знаменем искусства психологической правды и создаёт коллектив высокой сценической культуры и тонкого художественного вкуса, в котором основное внимание уделяется классике: пьесы «Зыковы», «Последние» М. Горького, «Дядя Ваня», «Чайка», «Три сестры» А. Чехова, «Село Степанчиково» по Ф. Достоевскому, «Бесприданница» А. Островского, «Много шума из ничего», «Гамлет» У. Шекспира.
Именно классический репертуар дал основание назвать «Красный факел» после триумфальных гастролей в Москве летом 1953 года «Сибирским МХАТом».
Алексей Глазырин выходил на сцену «Красного факела» с 1954 по 1961 год. Среди его ролей: Федя Протасов («Живой труп» Л. Н. Толстого), Сирано де Бержерак («Сирано де Бержерак» Э. Ростана), Мышлаевский («Дни Турбиных» М. А. Булгакова), Хлебников («Персональное дело» А. П. Штейна), Абуладзе («Великая сила» Б. С. Ромашова) и др.
На этой сцене он успешно и талантливо сыграл роль Ленина в таких спектаклях, как «Кремлевские куранты» и «Третья, патетическая».
Именно в Новосибирске в 1957 году А. А. Глазырину было присвоено звание «Заслуженный артист РСФСР».
В 1961 году Алексей Глазырин переезжает в Москву, где начинает работать в театре имени Станиславского. На сцене этого театра он играл как в спектаклях, поставленных по классическим произведениям, так и по своевременным пьесам. Среди его ролей: Мышлаевский («Дни Турбиных»), Рудаков («Палуба» Л. Г. Зорина), Казанский («Однажды в двадцатом» Н. М. Коржавина), Суванкул («Материнское поле» по Ч. Айтматову) и др.
Самой известной и значимой работой Алексея Александровича в этот период становится роль Ленина в постановке «Шестое июня».
Последние годы своей жизни, с 1970 года, актер Алексей Глазырин, чье творчество всегда вызывало интерес у зрителей, работал в московском Театре-студии киноактера. Кроме того, Глазырин снимался в кино и на телевидении, работал на радио.
Сниматься в кино актер начал на региональных киностудиях. В 1956 году он сыграл небольшую роль директора завода в драме «В погоне за славой», поставленной режиссером Рафаилом Гольдиным на Свердловской киностудии, в 1958-м – роль Ростовцева в фильме Алмаатинской киностудии «Мы из Семиречья».
Широкому зрителю Глазырин стал известен после выхода в 1964 году на экран военной драмы Александра Столпера «Живые и мертвые», в которой героем Алексея Глазырина стал старший политрук Алексей Денисович Малинин. Фактура актера, его индивидуальность, внутренняя цельность и мощь характера определили дальнейшее амплуа.
В последующие годы Алексей Глазырин создавал на экране образы крепких мужчин, наделенных несгибаемым характером. Среди его персонажей: матрос Сонин в историческом фильме «Ярость», колхозный механик Павел Васильевич Дюжев в социальной драме «На диком бреге», сотник в мистическом фильме «Вий», профессор-эпидемиолог Николай Петрович Баландин в производственной драме «Карантин». Несколько особняком стоит роль Алексея Глазырина в военном фильме «Щит и меч», в котором актер перевоплотился в образ майора абвера Акселя Штейнглица.
Художник большого гражданского темперамента, Глазырин тяготел к ролям серьезного общественного содержания, масштабных очертаний, к ролям, где можно показать не просто интересный человеческий характер, а интересный человеческий тип.
Свою самую главную и лучшую роль в кино Алексей Глазырин сыграл в 1970 году в социальной драме режиссера Андрея Смирнова «Белорусский вокзал» – пронзительной истории о ветеранах, фронтовых друзьях. Герои фильма расстались на Белорусском вокзале летом 1945-го. Спустя четверть века они встречаются на похоронах боевого товарища. В их душах с новой силой оживает пережитое. Алексей Глазырин сыграл одного из этих друзей – бывшего командира саперной роты, а ныне директора завода, крепкого хозяйственника Виктора Сергеевича Харламова. Компанию актеру составили настоящие звезды нашего кинематографа: Евгений Леонов, Анатолий Папанов, Нина Ургант и Всеволод Сафонов.
Премьера фильма состоялась 5 апреля 1971 года, а спустя несколько дней – 13 апреля – Алексея Александровича не стало. Он скоропостижно скончался на сорок девятом году жизни.
Похоронили Алексея Глазырина на Введенском (Немецком) кладбище (участок № 5).
Алексей Глазырин... Актер редкого, уникального таланта. Он ушел из жизни как раз в тот момент, когда переступил порог, за которым начиналось его всенародное признание.