Памятник морякам Азовской флотилии у морского вокзала был торжественно открыт 7 мая 1975 года. Выполнен по проекту П. Бондаренко и В. Грудева. Он представляет собой железобетонный постамент в виде крутой волны, на который поднят настоящий катер-тральщик № 772. До того как стать памятником, он прошел большой боевой путь.
Памятник морякам Азовской флотилии у морского вокзала был торжественно открыт 7 мая 1975 года. Выполнен по проекту П. Бондаренко и В. Грудева. Он представляет собой железобетонный постамент в виде крутой волны, на который поднят настоящий катер-тральщик № 772. До того как стать памятником, он прошел большой боевой путь.
Его история началась в Ярославле, где 12 сентября 1942 года катер спустили на воду и дали номер Я-2. Судно относилось к классу минных катеров. Из вооружения на нем были установлены 82-миллиметровая реактивная установка М-8-М (морская «Катюша») и два пулемета ДШК калибра 12,7 мм. Буквально через месяц Я-2 вступил в бой под Сталинградом, а еще через месяц его официально включили в состав Волжской военной флотилии. Командовал катером лейтенант Н. И. Григорьевский. После того, как военные действия перенеслись на запад, судно по железной дороге транспортировали на территорию сегодняшней Украины, на реку Десна, в дальнейшем в ходе службы были переходы на реки Днепр и Припять.
В составе Днепровской флотилии катер участвовал в освобождении Киева, а в составе Пинской флотилии – в освобождении Белоруссии. В начале июня 1944 года корабль непрерывно вел боевые действия: наносил удары из минометной установки по наземным группировкам противника, отражал атаки вражеских самолетов. Летом 1944 года его направили на Одесскую военную базу, переоборудовали в катер-тральщик под номером 772, и он принял участие в очистке акватории Черного моря от мин. Всего вытралил около 500 вражеских мин, сбил два фашистских самолета, получил в боях 17 повреждений.
После ремонта в 1953 году его передали в распоряжение Таганрогской морской школы ДОСААФ (причем катер пришел своим ходом), где на нем обучались практическим навыкам будущие моряки. Несколько раз он менял нумерацию (последний - в 1962 году) и получил номер «315-ДОСААФ». Капитаном тральщика все это время был Анатолий Иванович Баранцев. Но время шло, судно постепенно изнашивалось, а средств на восстановление, как водится, не было. И в марте 1974 году его передали «на металл» судоремонтникам города.
Но тут вмешалась сама судьба: приближалась дата 30-летия Победы над фашистской Германией, срочно понадобился настоящий боевой корабль, и наш №772 был спасен буквально из-под резака. На заводе его подремонтировали и покрасили, изготовили макеты пулеметов ДШК и 45-миллиметрового орудия (такого на тральщике не было). Портовые рабочие изготовили пьедестал в виде волны. И сделали его таким, что создалась иллюзия движения этой бетонной «волны». Поэтому все стоящие у подножия морского мемориала ощущают почти реальное движение тральщика, особенно в те дни, когда сильнее дует ветер в заливе и шумят волны, бьющиеся о камни старого причала. Только движется катер на пьедестале не в пространстве, а во времени.
Так катер стал памятником – символом памяти погибшим морякам, о чем говорит надпись на пьедестале: «Морякам – участникам битвы за Таганрог в годы Великой Отечественной войны от благодарных таганрожцев. Май 1975 года».
Благодаря труду и заботе таганрожцев далеких семидесятых катер получил вторую жизнь. Мы до сих пор можем смотреть на него и представлять, как доблестно сражался он в годы Великой Отечественной, сколько перенес, но выстоял. Ну чем не герой?