Антон Павлович Чехов сыграл огромную роль не только в истории мировой литературы и мирового театра, кино, но и в истории изобразительного искусства. Художники-иллюстраторы черпают в произведениях писателя вдохновение. Чехов однажды сказал о себе: «…для людей, посвятивших себя изучению жизни, я так же нужен, как для астронома звезда».
Антон Павлович Чехов сыграл огромную роль не только в истории мировой литературы и мирового театра, кино, но и в истории изобразительного искусства.
Художники-иллюстраторы черпают в произведениях писателя вдохновение. Чехов однажды сказал о себе: «…для людей, посвятивших себя изучению жизни, я так же нужен, как для астронома звезда».
Чехов-бытописатель, ироничный, грустный, беспощадно-острый, тонкий и проникновенный пейзажист. Однако донести до читателя прелесть и обаяние произведений писателя удавалось далеко не многим художникам. Талант Чехова столь своеобразен и неповторим, что иллюстратору нужно не только проникнуться его творчеством, но и обладать определенной способностью чувствовать и видеть по-чеховски.
Сложный мир произведений Антона Павловича Чехова изображали многие художники. Среди них можно назвать брата писателя Н. П. Чехова, Д. Н. Кардовского, Кукрыниксы (художники М. В. Куприянов, П. Н. Крылов, Н. А. Соколов), Д. А. Дубинского, Т. В. Шишмареву и других. Каждый из них старался показать чеховских героев так, как видит его именно он.
Апсит Александр Петрович (1880-1944) российский, латвийский художник.
График, плакатист, книжный и журнальный иллюстратор. Родился в рабочей семье. Когда мальчику было 14 лет, семья переехала в Санкт-Петербург, в 1898-1899 учился в студии Л. Е. Дмитриева-Кавказского.
С 1902 начал работать в книжной графике. Иллюстрировал журналы «Родина», «Звезда», «Нива», сатирический журнал «Дух времени» (1905-1907).
В 1904 стал сотрудничать с издательствами И. Д. Сытина (ориентированного на выпуск недорогих общедоступных книг), А. Ф. Маркса и А. Д. Ступина. Он иллюстрировал произведения классиков русской литературы: Л. Н. Толстого, М. Горького, А. П. Чехова, Н. С. Лескова и т. д., оформлял календари, рисовал различную рекламу, этикетки и плакаты, в том числе и киноплакаты в стиле модерн.
В 1900-1910 входил в московский литературно-художественный кружок «Среда». Участвовал в выставках кружка, в выставках «Blanc et Noir» и картин русских художников в Москве.
Работал в области рекламы. Во время гражданской войны (1917-1919) стал основоположником советского политического плаката. После гражданской войны работал в Латвии иллюстратором книги. В 1939 уехал в Германию, где скончался в 1944.
Апсист А. П. Ведьма | Апсист А. П. Устрицы | Апсист А. П. Хирургия |
Родился в Беларуси в г. Мстиславле в уникальной семье портного, которая дала искусству двух талантливых художников, получивших мировое признание: старшего – Бениамина и младшего – Израиля.
Бениамин Матвеевич – живописец – мастер сюжетно-тематической картины, портрета, пейзажа и график, предпочитавший книжную иллюстрацию и станковую графику в карандаше и гуаши. Профессиональное образование Бениамин получил сначала в Витебском художественном техникуме (1929-1932), затем в Московском институте им. Сурикова, куда поступил в 1938 году и закончил его по окончании Великой Отечественной войны в 1947 году.
Учился у И. Грабаря и С. Герасимова.
На протяжении последующих 10 лет жил и работал «на два дома»: в Москве и Минске. Преподавал в Белорусском театрально-художественном институте, выполнял книжные иллюстрации для Белгосиздата. С середины 60-х годов обосновался в Москве. Широкую известность Бениамин Басов получил за серии иллюстраций к произведениям русской классической литературы (Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский) и произведениям советских писателей о Великой Отечественной Войне («Они сражались за родину», «Живые и мертвые», «Судьба человека»).
Б.М. Басов Палата № 6 | Басов Б. М. Душечка | Б.М. Басов Палата № 6 | Б.М. Басов Палата № 6 |
Родился в семье переплетчика. В 1911 году поступил в Дмитриевское реальное училище. В 1917 году он окончил с отличием полный курс реального училища по основному отделению. В 1918 году поступил в Харьковское художественное училище.
В 1919 году был мобилизован в РККА, участвовал в боях под Орлом, далее был откомандирован в отдельную бригаду по формированию бронепоездов и десантных отрядов, где служил до конца Гражданской войны. После демобилизации, учился на графическом факультете Вхутемаса (впоследствии Вхутеина) в Москве (1922-1929). В качестве дипломной работы выполнил серию цветных автолитографий «Деревня». С 1929 иллюстрировал книги, выпускаемые «Детгизом». В 1932 году становится членом МОСХ и СХ СССР.
С началом Великой Отечественной Войны (в 1941 году) получил назначение в Кронштадтский дом Военно-Морского Флота, где возглавлял работу по наглядной агитации. В 1942 году откомандирован в газету «Красный Балтийский флот» в Ленинграде. С 1943 года по 1945 год старший художник Политического управления Балтийского флота, в звании капитан административной службы.
С 1946 года по 1948 год преподавал в Московском областном художественном педагогическом училище памяти 1905 года.
Умер 6 апреля 1978 года в Москве.
Боим С. С. В овраге |
Боим С. С. Человек в футляре |
Боим С. С. Душечка | Боим С.С. Степь |
Иллюстрировал книги, открытки, делал декорации для спектаклей Большого театра. Наиболее известные иллюстрации Венециана А.В. произведений А.П. Чехова «Скучная история», «Три года»; романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина»1950-е; Салтыкова-Щедрина «Дуня у могилы отца» 1949 г.; открытки «Свидание Анны с сыном».
А.П. Чехов. Скучная история иллюстрация художника А. В. Венецианова |
А.П. Чехов. Три года иллюстрация художника А. В. Венецианова |
А.П. Чехов. Счастье иллюстрация художника А. В. Венецианова |
А.П. Чехов. Палата №6 иллюстрация художника А. В. Венецианова |
Лауреат Сталинской премии третьей степени (1951). Родился 10 июля 1920 года в Новороссийске в семье банковского служащего. Учился в рисовальной студии К. П. Чемко (1938-1939) и МГАХИ имени В. И. Сурикова (1940-1946). Член-корреспондент АХ СССР с 1958 года. Работал в области станковой и книжной графики.
Значительное место в его творчестве заняли серии иллюстраций к повестям к А.П.Чехова «Дом с мезонином» (1954) , «Человек в футляре» (1957), «Пестрым рассказам» (1958). Они передают общее настроение, состояния героев через их окружение.
«Дом с мезонином» – одна из бесспорных вершин короткого, но удивительного творческого пути художника. Д.А. Дубинский нашел прелестный образ Мисюсь – героини «Дома с мезонином». Серия рисунков к этому рассказу похожа на спектакль, точно следующий чеховскому тексту.
Иллюстрации Дубинского отличаются психологизмом и тонкой эмоциональностью. Совмещение трезвой простоты и романтического пафоса в его рисунках соответствует стилю произведений А. П. Чехова. Мастер стремится к передаче общего настроения, состояния героев через их окружение, активно показывая среду – пейзажи, интерьеры. Так, в иллюстрациях к «Дому с мезонином» природа вторит людям и их чувствам.
Д. А. Дубинский умер 3 мая 1960 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
А. Д. Дубинский Человек в футляре | Д. А. Дубинский Дом с мезонином | Д. А. Дубинский Дом с мезонином | Д. А. Дубинский Дом с мезонином | Д. А. Дубинский Дом с мезонином |
И советский график и педагог, профессор и действительный член Императорской академии художеств, заслуженный деятель искусств РСФСР (1929), иллюстратор произведений русской классики, автор картин, акварелей, рисунков, посвященных эпохе Петра I, декабристам, А. С. Пушкину.
Работы Дмитрия Николаевича Кардовского занимают особое место среди многих иллюстраций к произведениям А. П. Чехова. Он создал знаменитые иллюстрации к рассказу «Каштанка». Д.Н. Кардовский писал в своих воспоминаниях: «Каштанка» это один из чеховских рассказов, написанный с необыкновенной любовью к двуногим и четвероногим героям его и с таким же необыкновенным пониманием их, а также мастерским их изображением. Я был большим поклонником Чехова – художника, умеющего заставить свои образы жить жизнью с ноткой чего-то по-чеховски русского и даже, как в этом рассказе, чего-то понятного и близкого мне, петербургски – русского. Поэтому нет ничего удивительного, что, когда издатель «Нивы» А.Ф. Маркс предложил мне иллюстрировать «Каштанку», я взялся за это с охотой, тем более что всегда любил модели из животного царства».
Кардовский Д. Н. Каштанка. | Кардовский Д. Н. Каштанка. | Кардовский Д. Н. Каштанка. |
Впервые серия «чеховских» рисунков Кукрыниксов вышла в 1941 году («Налим», «Унтер Пришибеев», «На мельнице», «Накануне поста», «Мальчики», «Спать хочется», повесть «Степь»).
В 1948 году Гослитиздат выпустил отдельной книгой «Даму с собачкой» с рисунками Кукрыниксов. Они выполнили для небольшого рассказа более сорока иллюстраций, стараясь следовать каждому повороту действия. В 1954 году издательством «Изогиз» была издана книга «Иллюстрации Кукрыниксов к рассказам А.П.Чехова».
Рассказ «Дама с собачкой» в книге занимает всего 14 страничек. Кукрыниксы выполнили к нему более 40 иллюстраций.
В воспоминаниях Николая Александровича Соколова, посвященных Ольге Леонардовне Книппер-Чеховой, рассказывается о работе над иллюстрациями к «Даме с собачкой» так: «Два года нам предлагало издательство взяться за эту работу. И вот в начале сорок пятого... мы все трое решили попробовать иллюстрировать рассказ «Дама с собачкой»... Прочитав вслух неоднажды этот рассказ, мы принялись собирать материал для работы. Позвонили первым долгом Ольге Леонардовне. Сообщили о нашем решении. Спросили, нет ли у нее какого-либо материала для «Дамы» или пожеланий.
Но Ольга Леонардовна нам ответила:
– Это мой любимый рассказ, и он так написан, что никакого материала, никаких советов не нужно. В нем все есть... И, пожелав нам успеха в работе, сказала:
– Буду ждать с нетерпением...
Мы собрали крымские этюды, зарисовки, начали вспоминать похожих людей, искать костюмы, прически того времени в музее МХАТ. И с огромным наслаждением засели за эту работу.
Было сделано множество вариантов, прежде чем мы сдали издательству около сорока рисунков к этому небольшому рассказу... Иллюстрации издательство решило печатать особым способом, дав их награвировать на дереве известному художнику-граверу Александру Николаевичу Павлову... Первый полученный нами экземпляр книги мы решили подарить О.Л. Книппер-Чеховой. С теплой надписью мы послали его ей на квартиру и получили в ответ письмо, в котором говорилось: «...очень хочется наговорить вам без конца самых прекрасных слов за ваши чудесные иллюстрации к моему любимому рассказу «Дама с собачкой». Спасибо большое...».
Иллюстрации Кукрыниксов к рассказам А.П. Чехова: [альбом / вступ. ст. Натальи Соколовой ; ред. Т. Н. Теплова]. – Москва: Гос. изд-во изобразительного искусства, 1954. – С. 3-9
Кукрыниксы. Душечка |
Кукрыниксы. Дама с собачкой |
Кукрыниксы. Анна на шее |
Кукрыниксы. Анюта |
Кукрыниксы. Ванька |
Академик Академии художеств СССР (1947). Народный художник СССР (1962). Лауреат Ленинской премии (1966) и Сталинской премии первой степени (1946). Родился в Прислонихе Симбирской губернии в семье потомственных иконописцев.
Три года проучившись в школе, поступил в Симбирское духовное училище. После него учился в Симбирской духовной семинарии, а затем решил получить художественное образование и переехал в Москву. Некоторое время занимался в мастерской И. И. Машкова, а затем поступил в Императорское Строгановское Центральное художественно-промышленное училище, где одним из его учителей был Ф. Ф. Федоровский. Проучившись в нём с 1912 по 1914 год, поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на скульптурное отделение. В 1917 году вернулся в Прислониху Симбирской губернии, где начал заниматься живописью, постоянно работая с натуры.
С 1935 года выступал с жанровыми картинами, в которых приукрашивание быта советской деревни, искусственность образов сочетаются с живописным мастерством. В качестве действующих лиц на его полотнах обычно выступают односельчане. Умер 12 мая 1972 года в Прислонихе Ульяновской области.
А.П. Чехов. Егерь иллюстрация художника А. А. Пластова |
А.П. Чехов. Свирель иллюстрация художника А. А. Пластова |
А.П. Чехов. Счастье иллюстрация художника А. А. Платова |
старший брат А.П. Чехова, талантливый художник.
Н. А. Чехов |
Н. А. Чехов |
Н. А. Чехов |
Н. А. Чехов. |
Чехов Н. А. |
Родилась в Санкт-Петербурге. Отец был профессором Санкт-Петербургского университета, мать – певицей. Поэтому наука и искусство окружали её с детства. Училась в Костроме, а позднее на археологическом факультете Петроградского университета (1923-1924 гг.).
Наставниками в живописи были Н. Радлов, М. Добужинский, А. Савинов. С 1926 года работала в Детгизе у В.В. Лебедева, затем – на киностудии «Ленфильм» (1932-1934 гг.) и в различных издательствах. В 1934-1946 преподавала в ленинградских вузах. Член Союза художников СССР. Персональная выставка её работ состоялась в 1975.
Создала многочисленные графические портреты современников. В течение долгого времени Т.В. Шишмареву знали почти исключительно как иллюстратора, автора многократно издававшихся и пользовавшихся заслуженной известностью иллюстраций, прежде всего к произведениям русской классической литературы «Пиковая дама», «Горе от ума», повести и рассказы А.П.Чехова, Н.С. Лескова и др. В конце жизни написала воспоминания о В. Лебедеве, С. Лебедевой, Н. Лапшине, Н. Тырсе, Ю. Васнецове и др. Татьяна Владимировна Шишмарёва похоронена на кладбище в Комарово, рядом со своим отцом.
Шишмарева Т. В. |
Шишмарева Т. В. |
Шишмарева Т. В. |
Шишмарева Т. В. |
Шишмарева Т. В. |
Заслуженный художник Российской Федерации (2003)
Олег Юрьевич Яхнин родился в городе Лесозаводске Приморского края. В 1966 году окончил Владивостокское художественное училище. В 1972 году окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Академии Художеств СССР (г. Ленинград). Олег Яхнин –признанный мастер живописи, станковой и книжной графики, Заслуженный художник России (2003), член-корреспондент Российской Академии Естественных наук, член Санкт-Петербургской Академии современного искусства, член-корреспондент Академии гуманитарных наук.
С 1972 года Олег Яхнин принимал участие в более чем 600 выставках в России и за рубежом. Произведения художника находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Эрмитаже, Российской национальной библиотеке, Музее современного искусства (Манеж) Санкт-Петербург и других музеях страны и мира.
Художник проиллюстрировал более 60 книг, среди которых произведения К. Чуковского, А. Линдгрен, М. Семёновой, Р. Грейвза, Ф. Горенштейна. Его иллюстрации к «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина, «Крошке Цахесу» Э. Т. А. Гофмана, «Войне с Ганнибалом» Тита Ливия, рассказам А. П. Чехова стали классикой книжной графики. Среди работ художника выделяется монументальный цикл иллюстраций к «Фаусту» И. В. Гёте, изданный в 2005 года.
А так же циклы иллюстраций к роману Кен Кизи «Над кукушкиным гнездом», к юбилейному изданию «Рассказы» А. П. Чехова и юбилейному изданию Даниила Гранина в издательстве «Вита Нова». Художником созданы офорты к книгам «Славянские мифические существа», «Семь смертных грехов», «36 китайских стратагем».
Яхнин О. Ю. |
Яхнин О. Ю. |
Яхнин О. Ю. |
Яхнин О. Ю. |
Яхнин О. Ю. |