Чехов Николай Павлович (1858, Таганрог – 1889, имение Лука близ г. Сумы Харьковской губернии) – старший брат Чехова, известный в 1880-е гг. художник, работавший в периодических изданиях Москвы и Петербурга.
В детстве Николай – ближайший товарищ Антона по играм. В греческую приходскую школу девятилетний Николай был отдан вместе с Антоном в сентябре 1867 г. Вместе, в августе 1868 г., они поступили в приготовительный класс гимназии. Вместе, будучи учениками 4-го класса гимназии, подали прошение о разрешении обучаться также сапожно-портняжному делу в ремесленном классе при уездном училище. Вместе с братом Александром пели они трио в церковном хоре. Но в отцовской лавке Николай не работал, очевидно, по слабости здоровья. Обладал врождённой музыкальностью, играл на скрипке и фортепиано. Есть воспоминания об участии Николая и Антона в любительских спектаклях в доме их гимназического товарища А. Дросси: Антон в качестве актёра, а Николай рисовал афиши и помогал писать декорации, и об их первых совместных работах: «Николай Чехов рисовал шаржи и карикатуры на присутствующих и общих знакомых, а Антон Чехов писал под ними меткие характеристики»
Художественное образование Н. Чехов получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где в годы его обучения (1875-1882) преподавали В. Г. Перов, А. К. Саврасов, И. М. Прянишников, В. Е. Маковский. Товарищами Н. Чехова по училищу были И. Левитан и будущий академик архитектуры Ф. Шехтель, надолго ставшие друзьями Николая и Антона Чеховых. Свидетельством этой дружбы осталась картина И. Левитана «Осенний день. Сокольники», в которой фигуру одинокой женщины (единственную на картинах Левитана) написал Н. Чехов. Сохранились несколько картин Н. Чехова и десятки этюдов маслом, выставляемых в чеховских музеях в Москве, Таганроге, Ялте, Мелихове. Наиболее известные из них – портреты А. П. Чехова и Ани Маевской, «Старик», «Крестьянский мальчик», «Бедность», «Девица в голубом» – говорят о таланте и высоком уровне мастерства художника. Но в его творчестве работа маслом, станковые формы живописи не стали основными. Юмористическому и сатирическому дару молодых братьев Чеховых более соответствовали не фундаментальные формы – роман, полотно станковой живописи, – а рассказ, юмореска, журнальная графика. Поэтому известность и признание современников принесли Н. Чехову не его немногочисленные и, как правило, незавершённые картины маслом, а графические работы в периодической печати. Александр, старший брат художника и писателя, раньше них начавший публиковаться в тонких журналах, писал Антону из Петербурга: «Слава Николая удивительно живуча. <...> О нём Питер помнит и справляется при каждой встрече со мною...».
Издатели московских и петербургских журналов искали сотрудничества с Н. Чеховым. Его рисунки печатались на обложках, разворотах и как приложения в журналах «Всемирная иллюстрация», «Будильник», «Осколки», «Зритель», «Свет и тени» и в ряде других – их более 400, они встречаются в журналах 15 наименований. В объявлениях о подписке Н. Чехов стоит в ряду таких художников, как А. Архипов, И. Айвазовский, А. Бенуа, Л. Лагорио, Г. Семирадский, И. Шишкин.
Большинство журнальных работ Н. Чехова являются жанровыми рисунками или композициями нескольких жанровых зарисовок. Его рисунки выделяются, прежде всего, изяществом и высокой информативностью. Насыщенность его рисунков достигается выразительностью позы, мимики, жеста – точно отражающих содержание диалога, сцены, – а также обилием предметов и тщательностью проработки деталей обстановки и одежды. При этом многие рисунки Н. Чехова подлинно художественны, нередко они печатались как приложение к номеру или в годовом альбоме журнала.
Среди работ Н. Чехова – рисунки на бытовые темы, иллюстрации к анекдотам, политические карикатуры, портреты и пейзажные зарисовки. Есть у него и серьёзные репортёрские работы: рисунки в журналах «Всемирная иллюстрация», «Свет и тени» (лето 1882 г.) и газете «Московская летопись» (лето 1885 г.). Но главная тема художника – юмористические зарисовки с места событий. Его рисунки – графическая энциклопедия московской жизни 1880-х. Рассматривая их, можно побывать на спектаклях и концертах, на улицах и в ресторанах, на выставках и гуляниях; видеть, как москвичи одевались, на чём ездили, как развлекались и отдыхали в любое время года.
Близкое родство Николая и Антона Чеховых и то общее, что есть в их биографиях, проявились в их художественном восприятии мира, в умении передать лиричное в изображении природы и в изображении «едва уловимой красоты человеческого горя» – рассказ «Враги» (1887) и картина «Вдовушка» (1879), рисунок «Молодая вдова» (1885).
Можно говорить и о взаимном творческом влиянии. Мы видим, что у Антона и Николая Чеховых есть общие приёмы поэтики: душевное состояние персонажа не описывается, а показывается через видимое; используются необязательные подробности, создающие ощущение достоверности. И у них есть общие сюжеты: девушка, идущая ночью на свидание в рассказе «Зелёная коса» (1882), и рисунки «На свидание» (1880, 1888); портреты крестьянского мальчика (1880, 1881) и рассказ «Ванька» (1886).
Николай Чехов был первым иллюстратором Антоши Чехонте. Их первые совместные работы – «Салон де варьете» и «Свадебный сезон» («Зритель», 1881) – были оформлены как единая графическая композиция из рисунков Николая и написанного его рукой текста Антона. Всего в периодических изданиях Москвы в 1881-1884 гг. напечатано около трёх десятков их совместных работ.
В середине 1882 г. был подготовлен к печати иллюстрированный многими рисунками Николая первый сборник рассказов Чехова «Шалость», не получивший, однако, цензурного разрешения и поэтому не опубликованный. В этой крупнейшей совместной работе (39 рисунков к 11 из 12 рассказов сборника) наиболее заметна близость личностей писателя и художника. Их молодость, задор, юмор, склонность к пародии и, наконец, их братство и по родству, и по таланту сказались в жанровом и стилевом соответствии изображения и текста.
Совместных работ у братьев Чеховых могло быть намного больше. Ведь только в «Будильнике» в 1881-1887 гг. напечатано не менее 50 рассказов и юморесок Антона и более 100 рисунков Николая. Но, видно, с каждым годом всё труднее было составить пару из работавшего систематически и к сроку труженика Антона и богемствующего Николая. В мечтах Николай строил грандиозные планы, но к непрерывной и длительной работе он был не способен. Несделанное мучило его, но Николай винил не себя, а обстоятельства, с препятствиями не боролся, а уходил от них в мечтания. И было ещё средство забыть о неприятностях. Сам художник описывает его так: «Я выпил рюмку водки, отчего у меня взошло в желудке лучезарное солнце и своими благотворными лучами осветило глубину моего внутреннего миросозерцания». Написано по-чеховски шутливо, но доля правды здесь была немалая.
Антон пытался помочь Николаю и словом, и делом. Договаривался о работе для него, старался держать под присмотром, обращался к Николаю своими рассказами – «75 ООО» (1884), «Тапёр» и «Ряженые» (1885), «Талант» (1886) – их можно назвать письмами к брату-художнику. В марте 1886 г. Чехов написал брату Николаю письмо, в котором перечислил его положительные качества: «добр, великодушен, не эгоист, искренен, чужд зависти и ненависти, простодушен, не злопамятен, доверчив» и указал на единственный недостаток – «крайнюю невоспитанность». Развёрнуто изложив 8 условий, которым должны удовлетворять воспитанные люди (одно из условий – уважение своего таланта), Чехов пишет: «Чтобы воспитаться... нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля...». Но вот воли-то у Николая не было.
Тяжёлые первые годы в Москве, когда часто приходилось голодать и мёрзнуть, и дальнейшая неустроенная жизнь были вероятной причиной смертельного лёгочного заболевания Николая Чехова. Умер он молодым, вскоре после того, как ему исполнился 31 год. (17 (29).06.1889 г.). Могила Николая Павловича находится на Лучанском кладбище, расположенном на Луке (район города Сумы, Украина).
Спустя 14 лет Чехов, отвечая на вопрос их бывшего одноклассника, написал о брате Николае: «Это был талантливый и уже популярный художник и подавал солидные надежды. Смерть его – большой минус в моей жизни».
Подорольский, А. Н. Чехов Николай Павлович
// А. П. Чехов. Энциклопедия. – 2011. – С. 410-412.
-
Громов, И. Д. Художник Николай Чехов / И. Д. Громов // Чеховские чтения в Таганроге : 50 лет: антология : в 2-х ч. Ч. I . – Таганрог, 2013. – С. 154-160.
-
Дымов, А. Рисунки Николая Чехова / А. Дымов // Таганрогская правда. – 1976. – 12 авг. – С. 4.
-
Ермилова В. Смерть брата : о Николае Чехове // Ермилова В. Избранные работы в 3-х т. Т. 1. – М., 1955. – С. 196-199.
-
Казакова, Л. «Чеховиана» в собрании Таганрогского художественного музея / Л. Казакова // Вехи Таганрога. – 2007. – № 32. – С. 81-82.
-
Капустин, Д. Сильный, русский талант... : в издательстве «Планета» вышел альбом, посвященный Николаю Чехову / Д. Капустин // Знание-сила. – 2009. – № 4. – С. 114-116.
-
Киричек, М. Загубленный талант : к 140-летию со дня рождения Н. П. Чехова / М. Киричек // Грани месяца. – 1998. – С. 18.
-
Кожевникова, Е. А. «Итак, я еду в Украину...» : о пребывании таганрогского писателя с семьей в Сумах, где в последствии был открыт Дом-Музей А. П. Чехова / Е. А. Кожевникова // Вехи Таганрога. – 2008. – № 38. – С. 76-79.
-
Кузичева, А. П. Николай Павлович Чехов // Кузичева А. П. Чеховы. Биография Семьи. – М., 2004. – С. 57-202.
-
Малых, И. В. К вопросу о первом приезде А. П. Чехова в Таганрог / И. В. Малых // Таганрог: Сборник статей. Вып.2. – 2002. – Таганрог. – С.60-70.
-
Мелкова, А. С. Художник Николай Чехов. Судьба и кончина / А. С. Мелкова // Чеховские чтения в Ялте: Чехов и XX век : Вып. 9. – М., 1997. – С. 204-215.
-
Мозголова, Е. Несостоявшийся талант / Е. Мозголова // Таганрогская правда. – 1989. – 3 окт.
-
Патока, И. Брат мой, враг свой : о Николае Чехове / И. Патока // Таганрогский вестник. – 1998. – 20 июня. – С. 7; 27 июня. – С. 7.
-
Подорольский, А. Н. Чехов Николай Павлович // А. П. Чехов. Энциклопедия. – 2011. – С. 410-412.
-
Подорольский, А. Н. Чехов и художники : Николай Чехов, Исаак Левитан, Франц Шехтель, Чехов – художник, портреты Чехова; Чеховская комиссия Совета по истории мировой культуры Российской Акад. наук. – Москва : Сам полиграфист, 2013. – 223 с.: ил., цв. ил.
-
Подорольский, А. Н. Портреты Чехова // Подорольский А.Н. Чехов и художники : Николай Чехов, Исаак Левитан, Франц Шехтель, Чехов-художник, портреты Чехова. – Москва : Сам полиграфист, 2013. – С. 154.
-
Подорольский, А. Н. Художник Николай Чехов. Альбом-каталог. – М. : Планета; МК – Периодика, 2008. – 192 с., ил.
-
Савина, Е. А. А. П. Чехов и художники : о творческих и дружеских взаимоотношениях писателя с известными русскими художниками / Е. А. Савина // Вехи Таганрога. – 2008. – № 36. – С. 34-35.
-
Сахновский, Антон. Приумножая гармонию : о выставке работ Н. П. Чехова в музее «Лавка Чеховых», приуроченной к 160-летию со дня рождения художника / Антон Сахновский // Таганрогская правда. – 2018. – 23 мая. – С. 5.
-
Устюгова, Т. Семейный талант / Т. Устюгова // Таганрогская правда. – 2008. – 29 мая.
-
Шапочка, Е. А. «Выбивайся наружу, на свет!» : к 160-летию со дня рождения уроженца г. Таганрога Александра Чехова / Е. Шапочка // Таганрогская правда. – 2015. – 26 авг. – С. 5.
-
Шапочка, Е. А. Евгения Яковлевна Чехова вспоминает 1855 год : воспоминания матери А. П. Чехова о событиях 1855 г. в Таганроге / Е. А. Шапочка // Таганрогская правда. – 1997. – 25 янв. – С. 3.
-
Шапочка, Е. А. Чехов Николай Павлович // Таганрог. Энциклопедия. – Таганрог, 2008. – С. 790-791.
-
Шапочка, Е. Страшная пытка султана, или О музыке, но не только : Музыка в семье Чеховых / Е. А. Шапочка // Таганрогская правда. – 2005. – 29 янв. – С. 3.