Cхема: C C C C
Шрифт: A A A
Кернинг: 1 2 3
Изображения

Городъ Таганрогъ

показать меню
Портреты Чехова
Описание

В последней трети XIX века – начале XX века русскими художни­ками была создана галерея образов великих деятелей отечественной культуры – «лиц, дорогих нации», – по крылатому выражению Репина. В этой галерее заметное место принадлежит портретам А. П. Чехова. 

В последней трети XIX века – начале XX века русскими художни­ками была создана галерея образов великих деятелей отечественной культуры – «лиц, дорогих нации», – по крылатому выражению Репина. В этой галерее заметное место принадлежит портретам А. П. Чехова. Число прижизненных изображений Чехова довольно велико. Однако они пока еще недостаточно изучены. Это объясняется в значительной мере тем, что долгое время многие портреты писателя находились в частных руках и лишь сравнительно недавно стали достоянием музеев. Одному лишь порт­рету работы Браза – далеко не лучше­му из портретов Чехова – посчастливилось сразу же попасть в Третьяков­скую галерею и благодаря этому приобрести широкую популярность. Некоторые портреты писателя не были известны даже его близким зна­комым. Один из художников, хорошо знавший Чехова, искренне сетовал, что его не изображали ни Репин, ни Серов. А между тем Чехова портретиро­вали и Репин, и Серов, и другие весь­ма одаренные мастера.

К сожалению, обстоятельства складывались так, что почти ни одни из этих художников не оставил нам вполне завершенного произведения. Не был дописан интересный профильный порт­рет Чехова его талантливым братом Николаем, не пошел дальше этюда Ле­витан, смерть Чехова помешала Серову перейти от небольшого акварельного рисунка к задуманному монументаль­ному полотну. До последнего времени оставалась загадкой судьба портрета Чехова работы Репина.


Свое художественное образование он начал в Одесской рисовальной школе, затем в 1890-1894 гг. занимался в частной школе М. Холлоши в Мюнхене. Путешествуя по Франции и Голландии, изучал работы старых мастеров, знакомился с современным европейским искусством. В 1895- 1897 гг. учился в Петербургской Академии художеств, у И. Е. Репина. В 1897 г. за серию портретов получил звание художника.
Браз был постоянным участником выставок «Мира искусства». Под влиянием «мирискусников» живописец обратился к графике, занимался литографией и офортом, в частности выполнял портреты и пейзажи.Работы художника отличала свободная и элегантная манера живописи. Им была создана целая галерея портретов известных русских художников конца XIX – начала XX Л.О. Пастернака, А. П. Соколова, К. А. Сомова и др.
В 1914 г. Браз был избран академиком АХ. С конца 1890-х гг. он преподавал в собственной мастерской, в Рисовальной школе при ОПХ (1902-1904), в 1920-х гг. – во Вхутеине. В 1928 г. он выехал в Германию, где, благодаря своим знаниям и опыту, с успехом занимался антикварной торговлей, собрал значительную коллекцию произведений искусства.

Браз Осип (Иосиф) Эммануилович // Энциклопедия русской живописи: русская живопись XIV-XX веков;
под ред. Калашниковой Т.В. – Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 1999. – С. 45-46


В сентябре 1898 года П.Ф. Иорданов обратился к художнику О. Бразу с просьбой о написании авторской копии портрета А.П. Чехова для Таганрогской городской библиотеки, исполненного по заказу П.М. Третьякова. Для решения этого вопроса Иорданову пришлось написать к самому Третьякову. В письме от 20 января 1899 года Иорданов рассказывает Чехову о переписке с Третьяковым и Бразом по этому поводу: «С Бразом я... вел переговоры, но безуспешно. ...я прочел в «Русских ведомостях», что Третьяковская галерея заказала Ваш портрет какому-то художнику. Зная, что копии портретов, иногда не уступающие оригиналу, можно приобрести недорого, я написал в Третьяковскую галерею письмо с просьбой сообщить мне адрес и имя художника. В ответ я получил очень милое письмо от самого П.М. Третьякова, в котором он сообщил мне имя и адрес художника Браза, но прибавил, что правила галереи не позволяют делать с портретов копии, что портрет Ваш не удовлетворил его вполне, но что у художника есть другой портрет, по мнению Третьякова, очень не дурной, но которого Браз Третьякову не дал, найдя его неудовлетворительным. Конечно, получив лестный отзыв Третьякова об этом втором портрете, я немедленно написал Бразу. Но он мне пред¬ложил сделать для нас копию с Третьякова портрета. На этом дело и остановилось». Что же касается А.П. Чехова, то он, узнав об этой «затее» Иорданова, высказал свое мнение по этому поводу: «Считаю нужным подать и свой голос, на что имею право, ибо речь идет о моей физиономии. Портрет, по общему отзыву, не похож, написан Бразом неинтересно, вяло. Зачем он Вам? Лучше фотография, чем плохая копия с непохожего портрета... если не хотите фотографии, я сам когда-нибудь закажу свой портрет. Кстати сказать, в Париже хотел лепить меня известный скульптор Бернштам, и я не дался. Теперь, когда буду в Париже, непременно попозирую у Бернштама и его работу пришлю в библиотеку». Привыкший выполнять свои обещания, Антон Павлович так и «не попозировал у Бернштама», вероятно, не успел. А в Таганрогском музее, к сожалению, не оказалось прижизненного портрета А.П. Чехова, ни работы Браза, ни Бернштама...

Игумнова Т. Он положили начало // Вехи Таганрога. – 2007. – № 32. – С. 9-11




Учился в Петербургской Академии Художеств (1892-1896, 1900-1902) у П. П. Чистякова и И. Е. Репина в Петербургской Академии Художеств. Много дало Кардовскому для развития его художественного дара обучение в школе А. Ажбэ в Мюнхене (1896-1900). Самые известные его работы в области книжной графики – рисунки к «Каштанке» А. П. Чехова (1903), «Невскому проспекту» Н. В. Гоголя (1904), «Горю от ума» А. С. Грибоедова (1907). В 1920 г. Кардовский проявил себя в области театрально-декоративного искусства – начал оформлять спектакли по пьесам Н. В. Гоголя, А. Н. Островского, И. С. Тургенева для московского Малого театра. К числу произведений, проиллюстрированных художником, относятся повести JI. Н. Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность» и роман «Война и мир», «Басни» И. А. Крылова, рассказы И. С. Тургенева и другие произведения классической литературы. Умение передать наиболее характерные черты исторической эпохи, желание почувствовать и воспроизвести саму атмосферу времени привели Кардовского к появлению в его творчестве темы истории. Он в начале 1900-х гг. выполняет цикл работ в серии школьных «Картин по русской истории»: «Привал в походе времен Петра I» (1903), «Заседание Сената при Петре I» (1908) и др. Много занимался Кардовский педагогической деятельностью. Преподавал в Петербургской АХ (1903-1918), во Вхутемасе-Вхутеине (1920-1930) и студии К. П. Чемко (1922-1930) в Москве, в Ленинградской АХ (1933-1934). В числе его учеников – В. П. Ефанов, Д. А. Шмаринов, П. М. Шухмин, многие другие известные художники, обогатившие своим творчеством отечественное искусство.



Учился в МУЖВЗ (1873-1885) у А. К. Саврасова и В. Д. Поленова. Занятия в мастерской Саврасова развили у Левитана способность видеть в самом простом и обыкновенном интимные, глубоко трогательные черты, которые чувствуются в русском пейзаже и неотразимо действуют на душу.
С 1884 г. – участник выставок передвижников, а с 1891-го – член ТПХВ.
В конце 1880-х гг. началось лучшее и самое плодотворное десятилетие мастера. Произведения Левитана, передающие величие волжских просторов, отличаются ясностью и устойчивостью композиции, четкостью построения пространственных планов, уравновешенностью цветового строя.
Только за 1889 г. Левитаном были представлены такие известные картины, как «Березовая роща», «После дождя», «Плес», «Заросший пруд», «Вечер. Золотой Плес». Левитан создал так называемый «пейзаж настроения»: природа одухотворяется в нем незримым присутствием человека, ее образ воспринимается зрителем неразрывно с гаммой знакомых каждому ассоциаций и переживаний. От передачи конкретных ландшафтов Левитан постепенно перешел к их поэтическому обобщению, воссозданию самого характера русской природы. Овеянные традиционными народными представлениями, эти произведения во многом отражают понятные современникам мысли, чувства и настроения. Имя художника стали связывать с определенными мотивами природы, возникло даже устойчивое понятие «левитановский пейзаж».
Пейзажи Левитана своими эмоциональными интонациями особенно близки прозе А.П. Чехова – «Вечерний звон», «У омута» (оба – 1892).
В картине «Владимирка» (1892) впервые у Левитана возникла тема дороги как влекущей вдаль силы, как исторической судьбы народа. Светонасыщенность, прозрачность чистых цветов, динамичность мазка служи¬ли в его больших композициях достижению мажорной звонкости колорита, сочетающейся с устойчивостью, определенностью формы: «Свежий ветер. Волга», 1891-1895; «Золотая осень», 1895.
В пейзажах Левитана отсутствует человек, но постоянно есть напоминание о нем – это церкви, мостики, дороги, избы, могилы. Художник наделяет человеческими чувствами и саму природу, его пейзажи приобретают философское звучание. В картине «Над вечным по-коем» (1894) край косогора, как край человеческой жизни, выделен на фоне бескрайнего озера, как маленький мыс посреди океана бытия.
Итогом образно-пластических поисков Левитана стала незаконченная картина «Озеро. Русь» (1900) – монументально-эпический символ родной страны. Искусство Левитана составило эпоху в развитии русской пейзажной живописи.

Жизнь Левитана типична для художника-разночинца, с детства испытавшего нужду, силой таланта и ценою жестоких лишений, ценою тяжкого труда пробившегося в жизни и достигшего успеха и признания. Наиболее близким человеком на протяжении всей жизни Левитану был Антон Павлович Чехов, который называл художника ласково «Левиташа». Дружба с Чеховым освещала всю его жизнь. Они познакомились еще в конце 1870-х годов, когда оба были бедными студентами. Левитан нашел в семье Чеховых самое теплое, родственное отношение и помощь. Близкими оказались Левитан и Чехов и в каких-то сокровенных основах мироощущения, и, соответственно, поэтики творчества. Имя Левитана стало выразителем особой прелести русского пейзажа. А. Чехов придумал слово «левитанистый» и употреблял его очень метко. «Природа здесь гораздо левитанистее, чем у вас», - писал он в одном из писем. Даже картины Левитана различались, - одни были более левитанистыми, чем другие.
Подлинно задушевной, сердечной стала дружба писателя и художника с 1885 года, когда Левитан вместе с семьей Чеховых впервые провел лето в подмосковной усадьбе Киселевых Бабкино, на реке Истре близ Нового Иерусалима, туда же он приезжал на отдых и в два последующих года. Именно в этот период появляется на редкость пронзительный портрет А.П. Чехова, а точнее акварельный этюд, сделанный И. Левитаном. И хотя работа осталась неоконченной, художник сумел подметить и передать черты мудрости, суровости, волевого духа будущего знаменитого писателя.
Очень хорошее впечатление произвел этот портрет на И.Е. Репина. Великий русский художник разглядел в этом образе писателя человека необыкновенной силы. Портрет находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.

Чаусова А. В. Необъяснимо  нежный // Читаем, учимся, играем. – 2010. – № 10. – С. 40-45



Те, кому внешний облик Чехова еще со школы хорошо знаком по хрестоматийному портрету Осипа Браза, в этом профильном этюде авторства Левитана могут писателя и не признать. В самом деле: где борода клинышком, пенсне и печать интеллигентской тоски, с которой так привычно (только вряд ли правильно) ассоциировать автора «Чайки» и «Попрыгуньи»?
Левитановский Чехов другой – волевой, уверенный, энергичный. И дело не только в полутора десятилетиях, разделяющих тот и этот портреты. В портрете Браза сконцентрировалось всё, что вмещает в себя «официальный», очищенный советской цензурой от всего живого Чехов: смертельная чахотка, жена-актриса МХАТа, «в человеке должно быть всё прекрасно...» Образ этакого мирского аскета, скучного моралиста Антона Павловича, чуть ли не ханжи, от воспоминания о котором сводит скулы. Образ, взлелеянный школьной и вузовской традициями, но не имеющий к реальному Чехову отношения. И недаром, увидев законченный портрет Браза, реальный Чехов только хмыкнул: «Говорят, что и я, и галстук очень похожи, но выражение… такое, точно я нанюхался хрену».
Левитановский Чехов, повторим, – другой. В год, когда эскиз с портретом своего приятеля «Антоши» набрасывает Левитан, им обоим по 26. Исаак, его однокашник по Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества Николай Чехов и его младший брат, медик и писатель-юморист Антон обожают хохотать, дурачиться и сочинять уморительные небылицы и мизансцены. Из них потом родятся миниатюры Антоши Чехонте, журнальные гонорары за которые будут кормить приехавшего из провинциального Таганрога Чехова в его первые московские годы.
«Как-то раз Антон, Коля, Левитан и еще один студент-художник скупили у лавочника апельсины и стали продавать их на улице так дёшево, что лавочник вызвал полицию и студентов забрали в участок», — рассказывает биограф Чехова Дональд Рейфилд. Друг другу в этой компании давали смешные прозвища, которые прирастали к человеку надолго. Левитан, например, ко всем обращался не иначе как «крокодил» («Вы такой талантливый крокодил, а пишете пустяки!» — адресовалось Антону Чехову). Товарищи в отместку за крокодилов звали Левитана — Левиафан. Смеяться надо всем, чем можно, и шутить на грани фола – такими были отношения молодых Чехова и Левитана.
Так уж получилось, что биография Левитана, с его романами и страстями, известна больше, чем биография Чехова. А между тем, 1886 год в жизни привлекательного молодого человека, каким его изобразил Левитан, тоже полон событий. Например, в этот год у него состоялась тайная и краткая помолвка с его давней подругой Дуней Эфрос, которая, правда, была расторгнута так же спешно, как и заключена. Другая Чеховская амурная привязанность, Наталия Гольден выговаривала ему в тот же год в письме: «У Вас две болезни, влюбчивость и кровохарканье, первая не опасна, о второй прошу сообщать самым подробным образом, иначе я не буду вести с Вами переписку». А еще 1886 год для Чехова творчески переломный: он начинает писать не юмористические, а серьезные рассказы, которые сделают Чехова великим. Похоронив «Антошу Чехонте», он становится Антоном Чеховым. «Чехов научается быть серьезным», — напишет его биограф Рейфильд и добавит: «В свои 26 он прощался с уходящей молодостью».
Этюд маслом на картоне, возможно, сделан Левитаном летом, когда художник и писатель гостили в подмосковном имении Бабкино. Многое в отношениях Чехова и Левитана еще впереди: Чехову еще предстоит предотвратить левитановскую попытку самоубийства, познакомить Левитана с «женщиной его жизни» Софьей Кувшнинниковой и написать по мотивам их романа «Попрыгунью», а Левитану – вызвать за это Чехова на дуэль, примириться с ним спустя три года разрыва, многое написать, осмыслить, пережить и – тоже стать великим.

Вчерашняя А. Описание картины «Портрет писателя Антона Чехова. Этюд»




Родом из Подольской губернии. С 1885 г. учился в Одесском художественном училище, с 1889 г. – в Академии художеств, которую вскоре оставил. С 1891 г. – экспонент, с 1899-го – член Товарищества передвижных художественных выставок. Принимал активное участие в деятельности ТЮРХ. Автор жанровых картин, пейзажей, портретов («У кассы театра», 1901, ГРМ; «Портрет А.П. Чехова», 1904-1905, ГАМ). В 1900-е гг. увлекся модерном, писал декоративные панно. С 1924 г. жил в Париже. Его работы имеются также в Национальном художественном музее Украины, Доме-музее И.А. Бунина в Воронеже, музеях Хабаровска и Одессы.

Коновалов Э.Г. Словарь русских художников: новый полный биографический / Э. Г. Коновалов. -
доп. и перераб. – Москва: Эксмо, 2012. – С. 397



Имя художника Петра Нилуса сегодня не слишком известно. Он рисовал жанровые картины, пейзажи. Среди его работ примечательны портреты, сделанные в духе «передвижников». П. Нилус обладал и литературным даром, потому входил в круг известных русских литераторов. Один из них, на тот момент восходящая звезда русской поэзии и прозы Иван Бунин, склонял художника к написанию портрета Антона Павловича Чехова.
Весной 1902 года И. Бунин и П. Нилус приехали в Ялту, где художнику предстояло «снять» с А.П. Чехова портрет красками. Сеансы при посредстве Бунина состоялись и шли неплохо в приятной беседе. «И все бы ничего, получилось что-то вполне приличное по краскам, как вдруг привезли морем тяжело больную актрису О. Книппер, жену писателя» - так писал П. Нилус в воспоминаниях. В результате сеансы прекратились, и портрет так и остался незаконченным. Петр Александрович Нилус вспоминал: «Я уехал и только через несколько лет спустя уже после смерти Антона Павловича почел своим долгом, как мог, закончить начатое по наброску и фотографиям». Сегодня, работа Петра Нилуса в скупой иконографии А.П. Чехова занимает не последнее место. Портрет находится в Доме-музее А. П. Чехова в Москве.

Чаусова А. В. Необъяснимо  нежный // Читаем, учимся, играем. – 2010. – № 10. – С. 40-45




Учился в Центральном училище технического рисования барона Штиглица. Один из лучших учеников известного гравера, академика Василия Васильевича Матэ, был наделен от природы редким талантом рисовальщика, яркой внешностью, умом. Хорошее образование и общение с людьми искусства довершили формирование этого интересного человека и незаурядного художника. С 1910 г. он являлся академиком живописи, много и плодотворно преподавал в Центральном училище технического рисования и Школе рисования. Но сегодня, к сожалению, имя Николая Захаровича Панова практически забыто. Автор многих портретов в технике офорта и рисунков пером, в том числе А. И. Герцена, портрета с натуры А. П. Чехова.

Коновалов Э.Г.Словарь русских художников: новый полный биографический.  - Москва: Эксмо, 2012. – С.410



В августе 1903 года Н.З.Панов собрался в Крым, чтобы поправить здоровье. Н.Г.Гарин-Михайловский писал Чехову в Ялту: «Со мной немного погодя поедет и Николай Захарович Панов. Я уговариваю его заняться художественными корреспонденциями». 9 августа они навестили Чехова, и Антон Павлович дал согласие позировать художнику. Сеанс состоялся на следующий день. 10 августа 1903 года Николай Захарович нарисовал карандашный портрет Чехова и в тот же день записал свои впечатления о встречах с ним. Портрет был подарен Пановым Чехову, с надписью: «Оригиналу от автора». Позже портрет был гравирован и размножен, а в журнале «Живописное обозрение», где Н.З. Панов вел художественный раздел, была опубликована художественная корреспонденция «Сеанс».

            Где находится сейчас этот портрет, и сохранился ли он – неизвестно.


               Чаусова А. В. Необъяснимо  нежный // Читаем, учимся, играем. – 2010. – № 10. – С. 40-45




В 1979 году окончил Ростовский государственный педагогический университет факультет Художественной графики.
В 1991 году Николай Полюшенко стал членом Российского Союза художников и Международной Ассоциации Изобразительных Искусств АИАП ЮНЕСКО. Путешествия по миру позволили накопить ценный рабочий материал, который помог художнику создать целый ряд графических композиций и циклов. Художник был одним из инициаторов создания литературного музея «Чеховский салон» в Баденвейлере (Германия).
В 2007 году присвоено почетное звание «Заслуженный художник Российской Федерации».
Коллекция «Галерея Николая Полюшенко» – насчитывает более 500 авторских оригиналов пейзажей, натюрмортов, портретов и иллюстраций, выполненных в технике живописи, акварели, рисунка, гравюры.

В 2009 года состоялась персональная выставка Николая Полюшенко «А. П. Чехов. К 150-летию со дня рождения писателя» в Государственной Думе РФ. По итогам выставки коллекция была передана в дар Государственной Думе. 
В 2011 году прошла персональная художественная выставка «Земля Донская» в Министерстве иностранных дел РФ в Москве в рамках презентации Ростовской области под девизом «Ростовская область как произведение искусства».
Автор принял участие и провел более 100 художественных выставок в разных городах России и за рубежом. Многогранная творческая и общественная деятельность Николая Полюшенко известна далеко за пределами России. Им создан проект, который направлен на изучение и исследование жизненного пути и творчества всемирно известных писателей А. П. Чехова, М. А. Шолохова, А. И. Солженицына, популяризацию русского языка, литературы средствами изобразительного искусства.
Н. Полюшенко награжден памятными медалями: «К 100-летию М. А. Шолохова» (2004), «150-летие А. П. Чехова» (2010).
Сегодня работы художника находятся в государственных и частных коллекциях России, Греции, Франции, Норвегии, США, Германии, Мальты и Японии.
Таганрог и Чехов – этой теме художник посвятил целый цикл своих гравюр.



Учился у И. Е. Репина (в Пари­же и Москве) и в Петербургской АХ (1880-1885) у П. П. Чистякова. Большое влияние на творчество Серова оказали живопись старых мастеров, виденная им в музеях России и Западной Европы, дружба с М. А. Врубелем, а позже  – с К. А. Коровиным и творческая атмосфера абрамцевского кружка.
К лучшим произведениям раннего периода относятся его «Девочка с персиками» (1887) и «Девушка, освещенная солнцем» (1888) – в них Серов утверждал идеал радостного бытия, юности и красоты. Им присуща непосредственность восприятия натуры, интерес к разработке световых и цветовых эффектов, к передаче световоздушной среды. С начала 1890-х гг. его портреты приобретают психологически заостренную характеристику человека и активно выявленное в нем артистическое начало. Излюбленные модели Серова – артисты, художники, писатели (портреты А. Мазини, 1890; К.А. Коровина, 1891; И.И. Левитана, 1893; Н.С. Лескова, 1894; Н.А. Римского-Корсакова, 1898).
Отказавшись от многократной, сочной по цвету живописи второй половины 1880-х гг., Серов теперь предпочитал доминирующую гамму черно-серых или коричневых тонов, пользовался более свободным, широким мазком. Ему приходилось много работать над заказными, как правило, парадными портретами (великого князя Павла Александровича, 1897; С. М. Боткиной, 1899; Ф. Ф. Юсупова, 1903). Одновременно художник писал интимно-задушевные, камерные портреты, преимущественно детей и женщин, в которых стремился раскрыть их душевную непосредственность и чистоту («Дети», 1899; «Мика Морозов», 1901).
Серов много работал в различных графических техниках  – акварели (портрет С. М. Лукомской, 1900), пастели, литографии и др. Его рисунок постепенно становился все более изысканным и экономным в использовании изобразительных средств, что особенно сказалось в поздний период (портреты В. И. Качалова, 1908; Т. П. Карсавиной, 1909; многочисленные рисунки к басням И. А. Крылова, 1891-1911).
Обращался Серов и к пейзажно-жанровым композициям: «Линейка из Москвы в Кузьминки» (1892); «Ок­тябрь. Домотканово» (1895); «Баба в телеге» (1896); «Зимой» (1898).
С 1900-х гг. Серов, член объединения «Мир искусства», в своем творчестве все более сближается со стилистикой модерна. Он создает серию портретных образов, в которых раскрывает индивидуальность художественной личности (портреты М. Горького, 1904; М. Н. Ермоловой, 1905; Ф. И. Шаляпина, 1905).
Большое место в позднем творчестве Серова заняла историческая живопись: он написал картину «Петр I» (1907), а также несколько композиций, посвященных России XVIII столетия («Выезд Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту», 1900). В картинах на мифологические сюжеты («Одиссей и Навзикая», 1909-1910; «Похищение Европы», 1910) Серов, своеобразно сти­лизуя искусство греческой архаики, дал собственную, свободную от классицистической нормативности интерпретацию античности. Лучшие произведения Серова принадлежат к вершинам русского реалистического искусства.

Серов Валентин Александрович (1865-1911) // Энциклопедия русской живописи: Русская живопись XIV-XX веков;
под ред. Калашниковой Т.В. – Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 1999. – С. 261-263


Одним из самых замечательнейших современников А.П. Чехова был художник Валентин Александрович Серов (1865-1911 гг.). Чехов с большой теплотой относился к Серову, тот же просто обожал А.П. Чехова.
Творческое наследие В.А. Серова принадлежит к высшим достижениям отечественной культуры. Чрезвычайно значительно и многообразно портретное наследие Серова. Он создал уникальную галерею образов своих современников. Немногим посчастливилось видеться с Чеховым, общаться с ним в последние нелегкие годы жизни: все ближе подступала болезнь, изнуряла, не давала порой работать. В.А. Серов был как раз одним из тех немногих, кто не только видел, но и рисовал Антона Павловича в последние годы жизни.
Писатель и художник познакомились осенью 1900 г. В основе их взаимной симпатии лежала общность взглядов на искусство. Много сходного было и в самих натурах Чехова и Серова: немногословность, сдержанность, простота в обращении, тонкий юмор. Желание писать портрет Антона Павловича было для художника вполне естественным, ведь он всегда чувствовал внутреннюю близость писателя.
Обычно, начиная работу над портретом, Серов долго «обхаживал» свою модель, наблюдая ее в различных условиях – дома, в концерте, на улице. В случае же с Чеховым художник сразу принимается за работу, понимая, что ее нужно начинать немедленно (здоровье Чехова ухудшалось с каждым днем). Валентин Александрович договаривается о сеансах, однако ухудшавшееся самочувствие помешало Антону Павловичу посетить художника. «Многоуважаемый Валентин Александрович – пишет он Серову, – все эти дни мне очень нездоровится, голова болит очень, и поэтому до сих пор я не был у Вас! Если я теперь, в ноябре, не сумею побывать у Вас, то не разрешите ли вы мне побывать у Вас весной, в начале апреля, когда я, по всей вероятности, опять буду в Москве? И тогда я Вам отдам сколько угодно времени, хотя бы три недели. Желаю Вам всего хорошего. Очень рад, что судьба доставила мне случай познакомиться с Вами – это было моим давнишним желанием». Серову очень не хотелось откладывать сеансы до весны. Поэтому он решает немедленно отправиться к больному писателю, чтобы сделать с него хотя бы беглую зарисовку. Предварительно он посылает Чехову свою визитную карточку с припиской: «Многоуважаемый Антон Павлович. Получил я Ваше письмо и решил просто с карандашом и бумагой прийти завтра к 10 часам утра, быть может, Вы сможете уделить мне часа полтора». Однако и этот сеанс не состоялся.
Продолжить работу над портретом Серову удалось лишь весной следующего 1901 года, когда Антон Павлович после заграничного путешествия и пребывания в Ялте, снова приехал в Москву. Несмотря на то, что Чехов почти все дни хворал, он сдержал данное Серову слово и стал позировать. Из-за того, что Антон Павлович пробыл в Москве всего около двух недель, Серов не мог и помышлять о большом портрете, а начал акварельный рисунок, который не успел закончить. В мае Чехов уехал из Москвы. И только в следующем, 1902 году, художник опять вернулся к нему. И хотя Серов так и не успел написать большого законченного портрета, его рисунок, по мнению критиков, остался лучшим отображением проникновенной психологической глубины чеховской души. «Чехов» Серова, на первый взгляд, представляется мало похожим: слегка одутловатое лицо, не совсем аккуратно причесанные волосы, не идеально повязанный галстук и свисающее на тесемке пенсне мешают видеть привычного нам Чехова, который, как известно, восхищал подтянутостью и изяществом манер. Не зная Серова, можно было бы упрекнуть его в том, что он не приглушил эти черты, появившиеся в облике Чехова из-за обострившейся в дни сеансов болезни. Но дело в том, что художник никогда не грешил против истины в своих портретах, никогда не старался «пригладить» модель в угоду заказчикам или зрителям. И в этой работе он остался самим собой, ничего не желая «улучшать» в облике больного Чехова. В мягких, и в то же время волевых очертаниях рта, в морщинках усталого лица Антона Павловича художник увидел уравновешенное самообладание, способность противостоять трудностям – качества, которые Чехов приобрел ценой долголетней внутренней борьбы с самим собой. Несмотря на подчеркнутую близость, глаза Антона Павловича излучают мысль и, где-то в их глубине, таится обаятельная чеховская улыбка. Серову, как никому другому из писавших Чехова, удалось передать то «чрезвычайно русское», что так пленяло в нем и Толстого, и Короленко, и Куприна. Этот неоконченный портрет писателя хранится в Доме-музее А.П. Чехова в Москве.

Чаусова А. В. Необъяснимо  нежный // Читаем, учимся, играем. – 2010. – № 10. – С. 40-45




Учился в МУЖВЗ (1889-1901) у Н. Н. Ге и в мастерской В. А. Серова (1899-1902). В портретной живописи Ульянов следовал заветам Серова, его манере рисования (портреты А. С. Глаголевой, 1911; В. И. Ивано­ва, 1920; «К. С. Станиславский за ра­ботой», 1947).
В 1910-1920-х гг. цветовая насыщенность и ритмическая острота живописи Ульянова приобретает самостоятельное звучание. Художник проявляет метафоричность мышления – его занимают символы современной цивилизации, ее быстротечность и фантомность («Парижская витрина», 1909-1911; «Кафе», 1917; «Карусели» и «Качели», 1909-1920-е гг.). Для него становится важна тема различения реальности и иллюзии, отсюда любовь к резким ракурсам, к пространственной интриге – например, к мотиву зеркального повтора форм («Автопортрет с парикмахером», 1919; «А. С. Пушкин с женой на придворном балу», 1937). Выступал Ульянов также как театральный художник, длительно сотрудничал с К. С. Станиславским («Драма жизни» К. Гамсуна, 1907; пье­сы М. А. Булгакова «Дни Турбиных», 1925-1926 и «Мольер», 1933-1936).
Выполнил ряд работ в историческом жанре: серия живописных и графических работ «Пушкин в жизни», 1930-е; «Лористон в ставке у Кутузова», 1945.

Ульянов Николай Павлович (1875-1949) // Энциклопедия русской живописи: Русская живопись XIV-XX веков;
под ред.  Калашниковой Т.В. – Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 1999. – С.163-164


Одним из современников А.П. Чехова был известный русский художник, мастер живописи и графики - Николай Павлович Ульянов (1875-1949 гг.). В историю искусства Н. Ульянов вошел как тонкий рисовальщик и импрессионистически чуткий к натуре живописец. Среди его вещей, безусловно, первенствуют портреты художников, скульпторов, поэтов и писателей. В 1904 году Н.П. Ульянов написал портрет А.П. Чехова. Из воспоминаний Николая Павловича: «С А.П. Чеховым я познакомился в 1904 году, в год его смерти. Я зашел к нему на московскую квартиру, чтобы поговорить о сеансах. Мы сидели в полутемной комнате, и тогда мне пришла мысль изобразить его в сумеречном тоне. Мне казалось, что для выражения духовной личности Антона Павловича многоцветность и внешние живописные задачи едва ли будут нужны. Чехов согласился позировать, но просил отложить сеансы до осени, обещая к тому времени быть более бодрой и терпеливой моделью. Летом того же года он умер. Сеансы наши не состоялись. Но отказаться от мысли написать его портрет я уже не мог и потому решил изобразить хотя бы некоторые черты, хотя бы намек на тот ускользающий его духовный облик, который волновал меня все время».

«Чехов неуловим. В нем было что-то необъяснимо нежное», - сказал, осматривая мою работу, В.А. Серов, который так же обожал Антона Павловича и когда-то сделал с него акварельный набросок. Этот набросок служил мне некоторое время подспорьем, хотя сам Валентин Александрович находил его не совсем удачным. Было еще несколько фотографий, но они мало подходили к моей задаче. Почти все в портрете было сделано мною по памяти: отсюда те недочеты, которые я сам всегда ясно сознавал и исправить которые я был не в силах».Портрет А.П. Чехова, написанный Н.П. Ульяновым, хранится в Доме-музее писателя в Москве.

Чаусова А. В. Необъяснимо  нежный // Читаем, учимся, играем. – 2010. – № 10. – С. 40-45




Окончив пять классов Таг. гимназии, в 1875 вместе с Ал.П. Чеховым переехал в Москву, где учился в Училище живописи, ваяния и зодчества, но курса не закончил. Будучи студентом, выступал в журналах как рисовальщик и карикатурист.
Братья Чеховы – Александр, Николай, Антон – сотрудничали в одних и тех же журналах «Зритель», «Сверчок», «Москва», «Осколки». Николай иллюстрировал раннюю повесть А.П. Чехова «Зеленая коса», юмореску «Свадебный сезон», им же оформлена обложка книги А.П. Чехова «Невинные речи» (1887). Его рисункам присущи изящество, грация, юмор. Чехову принадлежит ряд больших живописных полотен - «Гуляние первого мая в Сокольниках», «Въезд Мессалины в Рим» и некоторые др. Участвовал он и в росписи стен храма Христа Спасителя в Москве. Был «дружен с художниками И. Левитаном, К. Коровиным, Ф. Шехтелем, они же стали друзьями Антона Чехова. Николай был также музыкально одарен: получив только домашние уроки в Таганроге, удивлял своей виртуозной игрой на рояле, в частности известного дирижера П.А. Шостаковского. Вел богемную жизнь. А.П. Чехов тревожился за судьбу «шалаберничающего» брата, он писал: «гибнет хороший, сильный русский талант, гибнет ни за грош». Опасения подтвердились. Весной 1889 Николай заболел брюшным тифом, который осложнился туберкулезом. Два последних месяца он провел под присмотром родных на Сумщине (Украина), где семья Чеховых снимала дачу. В это время Николай написал воспоминания о годах раннего детства в Таганроге. Работы хранятся в музеях А.П. Чехова в Москве, Мелихове, Ялте. Часть коллекции живописных работ  хранится в фондах Таганрогского музея заповедника. В собрании Таганрогского художественного музея представлена единственная работа «Крестьянский мальчик» (1881). Николай Чехов скончался в Луке, похоронен на местном кладбище.

Е.А. Шапочка


Николай Павлович Чехов был первым иллюстратором А.П. Чехова. Подававший большие надежды художник, автор нескольких сотен рисунков в литературно-художественных и юмористических журналах 80-х годов XIX века, Николай Павлович оставил несколько работ, посвященных брату Антону. Среди них портрет, выполненный в 1884 году. Это год окончания А.П. Чеховым Московского университета и начала работы уездным врачом в Воскресенске (ныне город Истра). Портрет выполнен в характерной для Николая Чехова теплой, светлой манере. Портрет находится в Доме-музее А.П. Чехова в Москве.

Чаусова А. В. Необъяснимо  нежный// Читаем, учимся, играем. – 2010. – № 10. – С. 40-45



Библиография
Текст перед Библиографией

Чехов в живописи

1. Бабаева Т. Б. А. П. Чехов в произведениях таганрогских художников // Вехи Таганрога. – 2000. – № 3. – С.19-20
2. Бондаренко И. Рисунок: об оригинальной зарисовке Антоши Чехонте на галерке в театре Таганрога академика Дм. Кардовского // Вехи Таганрога. – 2001. – № 9. – С. 68-70
3. Бондаренко И. На галерке: о рисунке Д. Н. Кардовского «Антоша Чехонте на галерке Таганрогского театра» // Таганрогская правда. – 1984. – 9 окт.
4. Вовк Н. В «потоке жизни» - новый Чехов // Таганрогская правда. – 2014. – 13 февраля. – С. 6 
5. Галерея образов Чехова: о серии книг гравюр «Рядом с А. П. Чеховым» донского художника Н. Полюшенко // Донская культура. – 2002. – № 12. – С. 7
6. Грачева И. В. Пьеса А. П.Чехова «Вишневый сад» и русская живопись // Литература в школе. – 2000. – № 2. – С. 26-33
7. Дань памяти великого земляка. Навстречу 125-летию со дня рождения А. П. Чехова // Молот. – 1985. – 22 янв. – С. 3
8. Зингер Л. «Чехов» Репина // Художник. – 1985. – № 8. – С. 63-64
9. Калинин А. «Словесные» портреты: портрет А. П. Чехова работы Хазина С. Б., написанный текстами его рассказов // Наука и жизнь. – 2006. – № 9. – С. 102-103
10. К 100-летию со дня рождения А. П. Чехова. Советские художники рассказывают // Художник. – 1960. – № 1. – С. 35-36
11. Каминская М. С именем Чехова: Чехов и герои его рассказов в творчестве Н. Полюшенко   // Наше время. – 2007. – 23 марта. – С. 13
12. Новый портрет А. П. Чехова // Таганрогская правда. – 1948. – 23 июля. – С. 2
13. Патока И., Рожкова Т. Неуловимый Чехов // Таганрогская правда. – 2002. – 25 янв. – С. 6
14. Подорольский А. Н. Чехов и художники: [Николай Чехов, Исаак Левитан, Франц Шехтель, Чехов - художник, портреты Чехова] / А. Н. Подорольский; Чеховская комиссия Совета по истории мировой культуры Российской Акад. наук. – Москва: Сам полиграфист, 2013. – 223 с.: ил., цв. ил.
15. Подорольский А. Н. Портреты Чехова // Подорольский А.Н.Чехов и художники: [Николай Чехов, Исаак Левитан, Франц Шехтель, Чехов - художник, портреты Чехова]. – Москва: Сам полиграфист, 2013. – С. 154
16. Прибытков Г. «… Позировать я готов сколько угодно»: А. П. Чехов и его герои в портретах, иллюстрациях, этюдах // Розмысл (г. Бийск, Алтайский край). – 2000. – № 2-3. – С. 103-112
17. Романенко В. А. П. Чехов и русские художники: к 100-летию со дня рождения А. П. Чехова // Искусство. – 1960. – № 1. – С. 47-52
18. Семибратов В. К. «Эх, в Таганрог…»: к истории создания «Чеховского экслибриса» // Чеховские чтения в Вятке. – Киров. – 2010. – С. 50-52
19. Художник Семен Павлович Тютюнников // Таганрогская правда. – 1956. – 31 авг. – С. 2
20. Чайка Н. Парижская находка: как был найден неизвестный портрет А. П. Чехова // Таганрогская правда. – 1969. – 27 дек. – С. 3
21. Чаусова А. В. Необъяснимо нежный // Читаем, учимся, играем. – 2010. – № 4. – С. 40-45
22. А. П. Чехов в портретах, иллюстрациях, документах: [пособие для учителей средней школы / ред. Е. М. Прокофьева, В. А. Мануйлов; сост. М. М. Калаушин. – Ленинград: Учпедгиз, 1957. – 428 с.

Браз Осип (Иосиф) Эммануилович

23. Браз Осип (Иосиф) Эммануилович // Энциклопедия русской живописи: Русская живопись XIV-XX веков; Под ред. Калашниковой Т.В. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1999. – С. 45-46
24. Игумнова Т.   Он положили начало // Вехи Таганрога. – 2007. – № 32. – С. 9-11
25. Каминская М. В нем чувствовался добрый дед // Наше время. –2015. – 23 янв. – С. 6
26. Рожкова Т. Неуловимый Чехов: о портретах А.П.Чехова // Таганрогская правда. – 2002. – 25 янв. – С. 6

    Кардовский Дмитрий Нико­лаевич

27. Кардовский Дмитрий Нико­лаевич (1866-1943) // Энциклопедия русской живописи: Русская живопись XIV-XX веков; Под ред. Калашниковой Т.В. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1999. – С.122-123
28. Понидилок Т. А. «Каштанка» в иллюстрациях Д. Кардовского // Литература в школе – 2008. – № 8. – С. 41-42.

Левитан Исаак Ильич

29. Головачева А. Г. Сумерки и свет Чехова и Левитана: о дружеских и творческих взаимосвязях писателя и художника // Литература в школе. –   2014. – № 5. – С. 9-11
30. Куропатов В. Левитан и Чехов: о дружеских и творческих взаимосвязях писателя и художника // Вехи Таганрога. – 2004. – № 20. – С. 21-22
31. Левитан Исаак Ильич (I860– 1900) // Энциклопедия русской живописи: Русская живопись XIV– XX веков; Под ред. Калашниковой Т.В. – М.: ОЛМА– ПРЕСС, 1999. – С.163-164
32. Игумнова Т. Шедевры Таганрогского Художественного музея, поступившие из известнейших коллекций // Вехи Таганрога. – 2007. – № 32. – С. 16-19
33. Савина Е. А. А. П. Чехов и художники: о творческих и дружеских взаимоотношениях писателя с известными русскими художниками // Вехи Таганрога. – 2008. – № 36. – С. 34-35

 Нилус Петр Александрович

34.  Чаусова А. В. Необъяснимо нежный // Читаем, учимся, играем. – 2010. – № 4. – С. 40-45

Панов Николай Захарович

35.  Коновалов Э.Г.Словарь русских художников: новый полный биографический / Э.Г.Коновалов. – Москва: Эксмо, 2012. – С.410
36.  Чаусова А. В. Необъяснимо нежный // Читаем, учимся, играем. – 2010. – № 10. – С. 40-45

Полюшенко Николай Викторович

37.  Акименко Т. Подарок художника Полюшенко // Речник Дона. – 2008. – № 47-48. – С. 6
38.  Галерея образов Чехова: о серии книг гравюр «Рядом с А.П.Чеховым» донского художника Н. Полюшенко // Донская культура . – 2002. – № 12. – С. 7
39. Волошинова В. Николай Полюшенко: «Сегодня именно художник создает лицо города, страны, показывает всему миру нынешнее состояние духа в России»: о книге гравюр «Таганрог и А. П. Чехов. Памятные места» художника Николая Полюшенко // Молот. – 2003. – 14 янв. – С. 6
37. Каминская М. С именем Чехова: Чехов и герои его рассказов в творчестве Н. Полюшенко // Наше время. – 2007. – 23 марта. – С. 13
38. Федоревская С. «Я с родины Чехова!» // Вечерний Ростов. – 2018. – 26июля. – С. 3
39. Художник Николай Полюшенко вновь открыл России Баденвейлер // Южный федеральный. – 2004. –14 апр. – С. 4

 Чехов Николай Павлович

40.  Вовк Е. Ванька или Петр?: о картине Н. П. Чехова «Крестьянский мальчик» // Таганрогская правда. – 2018. – 3-9 авг. – С. 10
41. Высоцкая З. А гости разошлись...по чеховским рассказам: об участии А. П. Чехова в свадьбе таганрогского купца О. Лободы и юмореске «Свадебный сезон» // Таганрогская правда. – 2012. – 27 янв. – 2 февр. – С. 17
42. Громов И. Д. Художник Николай Чехов // Чеховские чтения в Таганроге: 50 лет: антология: в 2-х ч. Ч. I . – Таганрог, 2013. – С. 154-160 
43. Дымов А. Рисунки Николая Чехова // Таганрогская правда. – 1976. – 12 авг. – С. 4
44. Ермилова В. Смерть брата: о Николае Чехове // Ермилова В. Избранные работы в 3-х т. Т. 1. – М., 1955. – С. 196-199
45. Киричек М. Загубленный талант: к 140летию со дня рождения Н. П. Чехова // Грани месяца. – 1998. – С. 18
46. Кузичева А. П. Николай Павлович Чехов // Кузичева А. П. Чеховы. Биография Семьи. – М., 2004. – С.157-202
47. Куфаков В. Шафером у Лободиных: об участии братьев Антона и Николая Чеховых в свадьбе О. И. Лободы и юмореске «Свадебный сезон» // Таганрогскiй вестникъ. – 1993. – № 10. – С. 6
48. Мозголова Е. Любимый брат: об уроженце Таганрога, художнике Н. П. Чехове и его братских отношениях с А. П. Чеховым // Таганрогскiй вестникъ. – 1991. – № 10. – С. 3
49. Мозголова Е. Несостоявшийся талант // Таганрогская правда. – 1989. – 3 окт.
50. Патока И. Брат мой, враг свой: о Николае Чехове // Таганрогский вестник. – 1998. – 20 июня. – С. 7; 27 июня. – С. 7
51. Петрова Е. «Хороший, сильный русский талант...»: к 155-летию со дня рождения Н.П. Чехова; есть биографические сведения // Таганрогская правда. – 2013. – 24-30 мая. – С. 14
52. Подорольский А. Н. Чехов Николай Павлович // А. П. Чехов. Энциклопедия. – 2011. – С. 410-412
53. Подорольский А. Н. Чехов и художники: [Николай Чехов, Исаак Левитан, Франц Шехтель, Чехов - художник, портреты Чехова]; Чеховская комиссия Совета по истории мировой культуры Российской Акад. наук. – Москва: Сам полиграфист, 2013. – 223 с.: ил., цв. ил.
54. Подорольский А. Н. Портреты Чехова // Подорольский А.Н.Чехов и художники: [Николай Чехов, Исаак Левитан, Франц Шехтель, Чехов - художник, портреты Чехова]. – Москва: Сам полиграфист, 2013. – С. 154
55. Подорольский А.Н. Художник Николай Чехов. Альбом-каталог. – М.: Планета; МК – Периодика, 2008. – 192 с., ил.
56. Подорольский А. Н. Художник Николай Чехов в творчестве А. П. Чехова: Николай Чехов как прототип многих произведений А. П. Чехова / Подорольский А. Н. // Чеховиана: Из века XX в XXI: Итоги и ожидания. – 2007. – М. – С. 117-138
57. Русский художник Николай Чехов: к 155-летию со дня рождения // Таганрогская правда. – 2013. – 17-23 мая. – С. 18
58. Устюгова Т. Семейный талант // Таганрогская правда. – 2008. – 29 мая
59. Шапочка Е. А. Чехов Николай Павлович // Таганрог. Энциклопедия. – Таганрог, 2008. – С. 790-791
60. Шапочка Е. А. Сложная простота и красота: художник Николай Чехов / Елизавета Шапочка // Новый таганрогский курьер. – 2018. – 21-31 мая. – С. 7


 


Фотогаллерея