Пётр Симон Паллас (1741-1811) — немецкий учёный-энциклопедист, естество-испытатель и путешественник на русской службе (1767-1810). Прославился научными экспедициями по Сибири и Южной России, внёс существенный вклад в становление и развитие биологии, географии, этнографии, геологии и филологии, является одним из основателей биогеографии и экологии. В 1793 г. Был в Таганроге.
Источник: Таганрогская правда
Дата выпуска: 22.08.2018
Номер выпуска: 96
Заглавие: Таганрог 1793 года глазами иностранца
Автор: Паллас Петр Симон
Из книги «Наблюдения, сделанные во время путешествия по южным наместничествам
Русского государства».
Серию публикаций, посвященных юбилейной дате – 320-й годовщине основания Таганрога, – продолжают воспоминания известного во всем мире путешественника, посетившего наш город в 1793 году. Отрывки из дневника академика Петербургской Императорской Академии наук Петера Симона Палласа с французского языка перевел автор книги «Оборона Таганрога и Приазовья во время Крымской войны» Александр Миргородский (публикуется впервые).
«Потребовалось проделать ещѐ 15 вѐрст…»
…В тот же день мне потребовалось проделать еще 15 верст, чтобы добраться до Таганрога. Я пересек малую речку Валовую (в оригинале Malowaja) и заболоченную Черепаху, около которой посадили прекрасный фруктовый сад.Это фортификационное сооружение, именуемое в официальных рескриптах «Троицкая крепость на Таган-Роге», находится в самой выступающей части узкой полосы суши, что выдается, как мыс, в залив, куда впадает Дон. Она расположена напротив Азовской крепости, которую можно хорошо разглядеть в ясную погоду. На этой узкой полосе суши построили оборонительное укрепление полевого типа, простирающееся от берега моря до Миусского лимана, где размещена застава. Таганрогские оборонительные сооружения были построены еще во времена правления царя Петра Великого и имеют очень правильную («регулярную») форму.
Город находится на возвышенной части мыса, выступающего в море и господствующего над военным портом. Его защищают три бастиона, два полубастиона, четыре равелина и несколько батарей, устроенных на крутом берегу моря. Высота достигает 15 туазов (старинная французская мера длины – шесть футов, около двух метров), что делает это место неприступным. Земляные валы со стороны суши очень высокие, рвы глубокие, но она не окончена. Тем не менее поскольку сегодня крепость не относится к первой линии оборонительных укреплений, фортификационные сооружения и мосты не содержатся должным образом и ветшают с каждым днем. То же самое можно сказать и о значительной части казенных зданий на ее территории. Комендант крепости Касперов, армянского происхождения, был даже вынужден построить дом за ее пределами, в приятной низине на берегу моря, где он высадил виноградники, фруктовые деревья, а также несколько сотен тутовых деревьев.
Согласно изначальному плану, предместье со стороны суши должно было иметь регулярные улицы и расширяться вокруг, однако, если не считать улицы, идущие вдоль берега моря с северной стороны, и улицы в южной части, занятые матросами, оно еще весьма плохо выстроено. Большая часть домов построена из дерева, доставляемого сюда по Дону и очень дорого стоящего, в то время как на берегу видно достаточно много камня и можно было бы обжигать черепицу и известь, если бы имелось достаточное количество рабочих рук.
«Я зарисовал перспективу…»
Здешний базар очень большой и обставлен множеством деревянных лавок. Грекам принадлежит отдельный ряд, где они держат трактир и кафе в восточном стиле для моряков. Помимо собора в городе есть еще две церкви. Одна из них, русская, находится со стороны суши, а другая, греческая, со стороны моря. Вокруг последней, недавно построенной, как раз устраивали каменную стену. Вид Таганрога с севера очень красив. Город круто спускается в низину, где располагается дом коменданта. Я зарисовал перспективу на 25-м листе (см. иллюстрацию). С этой же стороны можно рассмотреть несколько квадратных лавок, которые называют биржей – там лодочники и фрахтовщики выгружают товар и выставляют его на продажу. Неподалеку располагается верфь, где можно было наблюдать постройку нескольких торговых судов (гукеров), чья стоимость вместе со всем такелажем обходилась в сумму от 16 до 18 тысяч рублей. Лазарет расположен в западной части военного порта, который располагается прямо под крепостью и перед торговым рейдом. Порт защищен молом, построенным Петром Великим. Это сооружение, которое так и не было окончено, возвышается над низким уровнем воды. Вполне можно его окончить без больших затрат, что благоприятно сказалось бы на коммерческой привлекательности города. Численность жителей Таганрога в настоящий момент составляет шесть тысяч душ: в том числе две тысячи моряков, находящихся в подчинении портового начальника, а также полторы тысячи гарнизона в подчинении коменданта, остальные – купцы. Среди них много греков из Нежина и из-за границы, которые пользуются освобождением от обязанности квартировать военных и
находятся под юрисдикцией отдельного греческого магистрата. В этом году в Таганрог переехало множество греческих семей. Один грек с острова Закинф завез сюда рабочих вместе со всем необходимым инструментом для производства макарон, выгодный экспорт которых он рассчитывает наладить…
«Роль Таганрога только вырастет…»
Таганрог, учитывая его морскую торговлю с заграницей, Турцией и другими государствами Средиземноморья, является очень важным городом для Российской империи и роль его только вырастет после установления мира, когда станут лучше понятны преимущества экспортной торговли и город будет перенаселен негоциантами и приказчиками. Единственное, чего не хватает данной отрасли торговли, – это место для склада товара между Таганрогом и Феодосией или Керчью, куда в любое время года смогли бы благополучно прибывать более крупные суда, чтобы забрать груз из русских изделий при умеренной стоимости фрахта. Торговля возродилась только с подписанием последнего мирного договора. В 1792 году число торговых судов, заходивших сюда, составило 60, а к десятому октября нынешнего, 1793 г. здесь побывало уже восемьдесят кораблей. В основном это были торговые корабли из Греции, главным образом с Венецианских островов, Турции, королевства обеих Сицилий и Неаполитанских государств. Суда, задействованные в таганрогской морской торговле, двухмачтовые или трехмачтовые. Их осадка в загруженном виде составляет от 10 до 12 футов, а экипаж состоит из 10–12 матросов. Путь отсюда до Константинополя или обратный зачастую занимает всего неделю, хотя экипажи и декларируют 40 или 60 дней, чтобы побыстрее пройти карантин. Основными предметами экспорта из Таганрога являются: железо, пшеница, масло, сало, веревка, канат, паруса, пенька,
русские ткани, соленая и прессованная черная икра, селитра, вывозимое контрабандой кожсырье, свиная щетина, заячьи шкуры и другие меховые изделия. Греческие матросы покупают для личных нужд в больших количествах ткани Затрапезникова, небольшие зеркала и прочие безделушки. Из Таганрога можно сделать гораздо более выгодную доставку в порты Средиземноморья, нежели через Балтийское море...
Петер Симон Паллас – немецкий ученый-энциклопедист, естествоиспытатель и путешественник. Находясь на службе России во времена Екатерины II, предпринял несколько естественно-научных экспедиций по стране, по итогам которых написал ряд книг на латинском, немецком и русском языках.