Лоренс Олифант (1829-1888) — английский писатель и путешественник, дипломат, журналист. Был широко известен в Британской империи в Викторианскую эпоху. В 1853 г. опубликовал книгу The Russian Shores of the Black Sea (Российские Берега Черного Моря) с путевыми заметками о своем продолжительном путешествии по Российской империи, которую он совместно с соотечественником по имени Освальд Смит посетил в 1850–1851 гг. Он проехал от Петербурга до Одессы через Москву, Новгород, Поволжье, Донской и Приазовский края и Крым.
Это был наблюдательный человек, и многие его записи и комментарии относительно российской действительности в эпоху конца правления Николая I перекликаются с тем, что мы знаем о России тех лет из русской классической литературы и публицистики. Олифант не был очарован Россией, и слова варварство и варварская страна встречаются в его книге не один раз.
Дата выпуска: 27.12.2019-09.01.2020
Номер выпуска: 155
Заглавие: Лоренс Олифант о посещении нашего города в 1852 году
Мы продолжаем знакомить вас с воспоминаниями зарубежных гостей, посещавших Таганрог в различные годы. Книга английского путешественника, дипломата и христианского мистика Лоренса Олифанта, датированная 1853 годом, носит название «Черноморское побережье России осенью 1852 года, путешествие вниз по Волге и по стране донских казаков». Перевел Александр Миргородский. Публикуется впервые.
«Дорога стала нестерпимой…»
Мы пересекли границу, отделявшую пустынную местность донских казаков от небольшого Таганрогского округа, и по мере того как мы приближались к цивилизации, дорога постепенно становилась всѐ хуже, пока не стала практически нестерпимой, – и это при том,
что она связывает два самых важных города в этой части России. Крутые овраги и бесконечные степи были единственными объектами нашего созерцания, и я склоняюсь к тому, чтобы полностью согласиться с одним остроумным французом, по мнению которого, чтобы полу-
чать удовольствие от езды на почтовых, путешественник должен обладать «железным телом и адским воображением (un corps de fer, et une imagination d’enfer)».
Наконец перед нашим утомленным взором предстало Азовское море, но уже в виду нашего конечного места назначения нас подвергли танталовым мукам из-за пятичасовой задержки на почтовой станции. Когда около полуночи мы въехали в Таганрог, мне трудно бы-
ло поверить, что мы достигли конца пути: казалось неестественным то, что мы попросили место для ночлега, а не лошадей, и при этом получили вежливый утвердительный ответ вместо грубого категорического отказа, а после приготовлений ко сну было совершенно поразительно обнаружить в кроватях простыни. Только те, кто, как мы, были лишены подобной роскоши на протяжении шести недель, смогут оценить расслабляющий эффект постельного белья. Несмотря на то, что меня еще всю ночь по инерции подбрасывало на кочках, я пробудился только к середине дня, наполненный новыми силами, после того, как во сне мне удалось придушить ямщика.
«Царь предвидел, что город приобретет торговое значение…»
Таганрог – чистый и грамотно построенный город с очень достойным внешним видом. Есть множество красивых зданий, и в целом чувствуется какая-то свежесть, приятная взгляду путешественника в хорошем расположении духа. Мелкое и мутное море из окон спальни казалось нам синим, а длинная степная полоса, по которой мы сюда приехали и которая лежит на противоположном берегу широкой бухты, уже казалась нам весьма очаровательным фоном, особенно учитывая то, что, как мы надеялись, больше мы к ней никакого отношения иметь не будем.
Самая интересная часть города – Гостиный двор, выстроенный в форме квадрата. Под колоннадами этих торговых рядов моряки из всех стран Средиземноморья смешиваются с армянами, татарами и казаками, в то время как в переполненных лавках продается самое великолепное разнообразие товаров. Другая часть города безжизненная и унылая, а высокие белые дома, раскаленные от палящего солнца, делают городские улицы невыносимо жаркими в течение дня. Поэтому никто по ним в это время дня без нужды не ходит. Впрочем, еще есть тенистые сады, где ближе к вечеру играет оркестр, а кроме того, великолепное место отдыха – среди приятных, поросших травой крепостных валов, выступающих над морем и каботажными парусниками, и отсель в ясную погоду хорошо различима бывшая турецкая крепость Азов. В прошлом здесь располагались передовые позиции России и Турции, поэтому в Таганроге построили такую большую крепость, необходимость в которой отпала, и теперь она быстро ветшает.
С Таганрогом связано множество исторических ассоциаций. Он был основан Петром Великим в 17061 году, по-видимому, из военных соображений. Очевидно царь предвидел, что город приобретет большое торговое значение, и поэтому даровал своему собственному
творению особое внимание и заботу. Пребывание монарха в этом месте отмечено дубовым лесом, который он посадил2. Именно в Таганроге умер император Александр. В доме, где произошло это событие, нет ничего интересного, и тем не менее ожидается, что все путешественники его посетят...»
Население - примерно 22 тысячи жителей...
Окрестности Таганрога необычайно плодородны, и не может быть ни малейшего сомнения в том, что окружающая степь прекрасно подходит для выращивания высокоствольных деревьев. Зимой торговля, само собой, замирает, транспортное сообщение по воде и суше прекращается и передвигаться можно только в санях не возможно добраться в Азов через залив по льду.
Население Таганрога составляет примерно 22 тысячи жителей. Основными статьями торговли являются: осетровая икра, кожа, сало, пшеница, шерсть, железо и другие изделия из Сибири, которые сюда доставляют по Дону. Азовское море славится запасами осетра еще со времен греческих колоний, и здесь его до сих пор вылавливают в больших количествах.
Гавань - одна из самых неудобных в Европе...
Несмотря на продолжающийся рост торговли и населения Таганрога, я не думаю, что его процветание имеет постоянный характер. Гавань - одна из самых неудобных в Европе и постепенно стала такой мелкой, что корабли вынуждены становиться на якорь в 12-15 милях от берега. Нет никакого сомнения в том, что она быстро заполняется. Не далее как в 1793 году профессор Паллас описывал спуск на воду большого фрегата, в то время как сейчас навигация непроста даже для лихтеров.
Как если бы недостаточно было разрушения Таганрогского порта природой, почти каждое прибывающее сюда судно так же делает свой вклад. Российское правительство строго запретило выброс за борт балласта, которым загружено большинство приходящих парусников, а таможенным служащим предписано проверять соблюдение этого приказа посредством измерения осадки каждого корабля в Керчи, а затем его перепроверки в Таганроге. Само собой разумеется, что подобной процедурой правительство только предоставило новый источник дохода для таможенных инспекторов и совершенно не добилось желаемого результата. Взятка, данная в Керчи соразмерно объему подлежащего выбросу балласта, производит мгновенный эффект по облегчению корабля, и после выброса за борт груза камней на входе в Таганрогскую гавань осадка судна приходит в полное соответствие с замерами, сделанными в Керчи. Таким образом, расходы за выгрузку на берег балласта уменьшаются до более умеренной суммы взятки. Следствием подобной системы станет дальнейшее уничтожение гавани пропорционально увеличению объемов торговли и торгового значения города до тех пор, пока он не станет в такой высшей степени зажиточным, что уже ни один корабль больше не
сможет к нему приблизиться.
Отель казался всѐ менее, комфортным...
_______________________________________
1 В 1698 году
2 Роща «Дубки»
Мы с жадностью поглотили несколько подшивок «Галиньяни» (англоязычная газета Galignani Messenger - А.М.), предоставленных любезным английским консулом (Дж. П. Каррутерсом - А.М.), изучили каждую лавку в Гостином Дворе, буквально запеклись на знойных улицах, а потом охладились в крепостных валах, нанесли визит градоначальнику князю Ливену, посетив его дачу, исчерпали все удовольствия, которые можно было найти в плохо управляемом отеле, который, по мере восстановления нашего представления о цивилизации, казался всѐ менее и менее комфортным, и по прошествии двух дней Таганрог нам опостылел. В этих обстоятельствах мы очень обрадовались известию о том, что капитан прусского брига («Берта» - А.М.) предложил доставить нас в Керчь при условии, что мы готовы отправиться немедленно…