Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №16. Находится по адресу: пл. Мира 6/а. История школы № 16 начинается с 1945 года, когда была открыта вечерняя школа рабочей молодёжи № 3 на основании решения Исполкома Таганрогского городского совета депутатов трудящихся и приказа по Таганрогскому городскому отделу народного образования.
1945 год. Школа рабочей молодежи №3 разместилась в разрушенном войной здании бывшей школы №28 (ныне – МОБУ СОШ № 14) по адресу: пер. Красногвардейский, 9. Был восстановлен только 2-ой этаж. Набран один 7-й класс. В кабинетах не было полов, окна заложены кирпичом, нет света, на класс всего 3 учебника. Ученикам дают талоны на сахар. Преподают учителя из школ № 28 и № 32. Первым директором был Феоктистов Георгий Назарович.
В 1951 году под руководством директора Н.П.Шумейко школа из семилетней стала средней. Были открыты филиалы в школе №26 (позже стала школа рабочей молодежи №4) и в здании пионерского лагеря (бараки у завода п/я 19, сейчас ТАНТК им. Г.М. Бериева). Директор школы Шумейко Николай Петрович (с 1950 по 1951 год).
В 1963 году состоялось открытие 2-х летней школы мастеров, затем классов мастеров с обучением по двум специальностям: холодная обработка металлов и планово-диспетчерская служба. Окончательное определение школы, как школы Комбайнового завода.
Школа неоднократно принимала участие в выставках ВДНХ. Директор школы Колесниченко Лидия Леонидовна (с 1958 по 1973 год).
В 1968-1969 гг. по предложению Областного отдела народного образования (в числе 40 школ РСФСР) в школе открываются профильные классы гуманитарного и физико-математического направления. Количественный состав учеников – 1000 человек, самый большой за всю историю школы.
Областной отдел народного образования на базе школы создает Таганрогский куст методической работы, включающий вечерние школы Неклиновского, Матвеево-Курганского, Мясниковского районов. Руководитель – директор вечерней средней общеобразовательной школы №3 (ВСОШ №3) г. Таганрога Колесниченко Лидия Леонидовна.
Школа неоднократно участвовала в Международных, Всесоюзных, а позже, Всероссийских конференциях, научно-практических семинарах, форумах и круглых столах, конкурсах и проектах, образовательных и в том числе профориентационных, президентских программах и грантах, городских и областных этапах Всероссийских олимпиад; в разные годы Приказами Министерства общего и профессионального образования Ростовской области школе был присвоен статус областной инновационной площадки (в 2010, 2013, 2016 и 2019 годах).
В разные годы педагоги школы получали заслуженные награды, принимая активное участие в мероприятиях различного уровня.
Директор школы Смирнова Галина Ивановна (с 1973 по 2001 год).
В 1981 году началась экспериментальная работа под руководством научно-исследовательского института общего образования взрослых Академии педагогических наук. Суть эксперимента – ведение циклового обучения, учет психологических особенностей взрослых обучающихся. В ходе эксперимента использовались очная и заочная формы обучения. Апробировалась работа по учебному плану: школа + ПТУ.
Школа имела филиалы:
• цех №21, Таганрогского Комбайнового завода (оснащение кабинетов в соответствии с требованиями к уровню кабинета средней школы);
• автохозяйства № 3, 4;
• 2 воинских части;
• завод «Прибой»;
• завод «Прессмаш»;
• общежитие для спецконтингента Комбайнового завода;
• мясокомбинат;
• цех завода им. Димитрова;
• общежития ТКЗ на Русском поле (ул. Чехова, ул. Кузнечная);
• классы незрячих и слабовидящих (2 филиала: промкомбинат и лекционный зал на ул. Александровской);
• ТПУ №20.
В 1981 году школа переехала в самостоятельное здание по адресу: ул. Инструментальная, 40А. В этом помог таганрогский комбайновый завод (директор – Н. В. Лутай), который курировал школу.
В период массового закрытия в Таганроге вечерних школ ВСОШ №3 продолжает работать.
С 1991-1995 гг. на базе школы работала экспериментальная площадка Государственной системы социальной помощи семье и детству под руководством президента консорциума «Социальная защита семьи и детства», доктора психологических наук, профессора С.А. Беличевой (г. Москва).
В 1992 году путём реорганизации вечерней средней общеобразовательной школы №3 и межшкольного учебно-производственного комбината №3 была создана средняя школа № 16 – Центр социально-педагогической реабилитации и коррекции с классами работающей молодёжи (постановление Главы Администрации г. Таганрога от 18.11.1992 г. № 2336, приказ по Городскому отделу народного образования от 20.11.1992г. № 3211а). Располагалась средняя школа № 16 по адресу: пл. Мира, 6-а. Филиал вечернего обучения находился на улице Инструментальной, 40-А. Школа была основана на базе учебно-производственного комбината с хорошо оснащенными производственными мастерскими. В средней школе № 16 остались работать педагоги вечерней школы, которые к тому времени имели большой опыт работы с проблемными обучающимися.
В 1992 году на базе школы №16 была создана медико-социально-педагогическая служба. Министерство образования РФ организовало проведение в школе № 16 выездной сессии научно-исследовательского комитета по теме: «Государственная система социальной помощи семье и детству».
А уже в 1994-1998 гг. Центр социально-педагогической реабилитации – школа №16 становится членом Российской Ассоциации «Педагогическая реабилитация детей и подростков», участвует в конференциях.
В апреле 2001 года Центр социально-педагогической реабилитации – школа №16 получил статус муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 16 (МОУСОШ №16).
В 2006 году приказом Министерства общего и профессионального образования Ростовской области (№ 2457 от 29.11.2006) школе присвоен статус областной экспериментальной площадки «Социализация учащихся с девиантным поведением в условиях муниципального общеобразовательного учреждения».
С 2006 года педагоги школы №16 ведут образовательную деятельность в «Социальном приюте для детей и подростков г. Таганрога».
В 2008 году к МОУ СОШ №16 присоединилась МОУ ВСОШ № 2 (Постановление Администрации г. Таганрога № 4261 от 20.08.2008).
В 2011 году муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 16 (МОУ СОШ №16) переименована в муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение среднюю общеобразовательную школу №16 (МОБУ СОШ №16).
В 2012 году по инициативе учителя технологии Г.К. Гусарова, военного в отставке, ветерана боевых действий, поддерживающего тесную связь с Всероссийской общественной организацией ветеранов «Боевое братство», создан школьный Музей боевой и трудовой славы.
В 2016 году МОБУ СОШ №16 города Таганрога становится участником Единого Национального Реестра «Ведущие образовательные учреждения Российской Федерации за 2015 год» (в Реестр внесена запись от 10 марта 2016г.).
С 2022 года школа принимает участие в Федеральном образовательном проекте «Школа Минпросвещения России», благодаря чему по программе модернизации школьных систем образования произведён капитальный ремонт фасада школы и остекление окон стеклопакетами. Учебные кабинеты оснащены современными средствами обучения и воспитания. Оборудована комната – Центр детских инициатив. Введена должность советника директора по воспитанию.
В 2022-2023 учебном году в МОБУ СОШ №16 г. Таганрога функционируют:
• специальные классы для детей с ограниченными возможностями здоровья, а именно, задержкой психического развития (5-9 классы);
• классы очно-заочного обучения (8-11 классы).
В МОБУ СОШ №16 в 5-9-х специальных классах для детей с ЗПР обучаются подростки 11-18 лет, имеющие проблемы в обучении, в общении со сверстниками, родителями. Это дети с задержкой психического развития, которая обусловлена органическими поражениями нервной системы. Некоторые обучающиеся ранее неоднократно оставались на второй год или не посещали школу. Многие ученики демонстрируют девиантное поведение и имеют негативный жизненный опыт:
• состоят на учёте в полиции;
• имеют судимость;
• прибыли из учреждений закрытого типа;
• проживают в приёмных семьях или находятся под опекой и попечительством.
Контингент обучающихся 8-11-х классов очно-заочного обучения представляет собой коллектив, состоящий из работающей молодежи, по каким-либо причинам имеющих длительные перерывы в обучении, которые зачастую также проживают в неблагополучных малообеспеченных семьях и вынуждены работать. Часть обучающихся – это подростки «группы риска», беременные и несовершеннолетние, имеющие детей. Увеличивается количество несовершеннолетних учениц, которые уже будучи беременными попадают к нам в школу, и «малолетних мам».
Сайт школы №16
1950-1951гг. Шумейко Николай Петрович
1958-1973гг. Колесниченко Лидия Леонидовна
1973-2001гг. Смирнова Галина Ивановна
с 2001
по наст. время Макареня Наталья Павловна
(29. 09.1939 г.)
Член Союза журналистов СССР, писатель
Б.Я. Курцер – член Союза журналистов (СССР) России, лауреат областной журналистской премии им. Н Погодина. С марта 2007-го по апрель 2019 года Борис Яковлевич был председателем городской журналистской организации Ростовского областного отделения Союза журналистов России. Б. Я. Курцер – автор целого ряда книг.
Слуцкий Борис Моисеевич
(04.05.1941, Таганрог)
Член Союза журналистов России, писатель
Главный редактор газет: «Таганрогская правда», «Городская площадь», «Все каналы ТВ в Ростове и Ростовской обл.», «РИО», «Северный регион» и др. периодических изданий на Дону. Руководитель пресс-центра ОАО «Таганрогский комбайновый завод». Лауреат областных и всероссийских творческих конкурсов. С 2015 г. – главный редактор альманаха «Вехи Таганрога».
Музей создавался силами коллектива школы, обучающихся и их родителей под руководством директора школы Натальи Павловны Макареня при непосредственном участии музейного педагога Геннадия Константиновича Гусарова – ветерана боевых действий, члена Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство».
В 2011 году было выделено помещение для создания музейной экспозиции, установлены выставочные стеллажи, изготовленные учителем технологии Валерием Павловичем Кириченко. Была организована поисковая работа по сбору фотодокументов, биографических рассказов, личных вещей родственников-участников войн и локальных конфликтов, раритетов времен Великой Отечественной войны и советского периода истории Таганрога. Активное участие в сборе материалов приняли заместитель директора по воспитательной работе Ольга Владимировна Кудрина, заведующая школьной библиотекой Инна Ивановна Бондаренко, учитель математики Лариса Витальевна Мельничук, родители и обучающиеся школы А.Б.Дикий, А.А. Приймак, В.В. Рогозин, А. Шукан и другие.
С 2012 года в школе ведется внеклассная работа в форме кружковой деятельности.
В 2012-2013 учебном году при школьном музее функционировал военно-патриотический кружок «Память» под руководством Геннадия Константиновича Гусарова и историко-поисковый кружок «Поиск» под руководством Ларисы Владимировны Романенко. Обсуждался проект макета военного блиндажа в натуральную величину. В летний период 2013 года силами музейного педагога Геннадия Константиновича Гусарова, учителя технологии Валерия Павловича Кириченко и трудового отряда летнего пришкольного лагеря данный проект был воплощен в жизнь. Активное участие в этой работе приняли обучающиеся 9 «А» класса Дикий Евгений, Кот Владислав, Шевченко Александр, 6 «А» класса Фандеев Виктор, 6 «Б» класса Колесников Евгений, 7 «А» класса Маткава Гурам.
Военный блиндаж в натуральную величину был воссоздан по чертежам и оригинальным военным фотографиям и занял центральное место в музее. В блиндаже имеется струганный армейский стол и деревянная лавка, артиллерийская буссоль, которой измеряют расстояние до цели, небольшая печь-буржуйка, найденная на полях Миус-фронта, а также каска, фляжка и др.
В настоящее время Музей боевой и трудовой славы МОБУ СОШ №16 насчитывает порядка 553 экспонатов, среди которых ведущее место занимают уникальные фотографии военного времени, награды ветеранов Великой Отечественной войны И.Л. Гусарова, Мельничук В.Д. Заритовского И.Г. Авсюк Б.В., личные вещи ветеранов: матросская форма «голландка» И.Н. Приходько, форма сержанта Советской Армии В.А. Ерошенко; подлинники документов: справка о смерти Морозова С.Т., справка о ранении Мельничук В.Д., переписка рядового РККА Полякова Ф.А., хроника Афганской и Чеченской войн. Оформлены экспозиции: «Время – память о Вас» (раритеты Великой Отечественной войны), «Исполняя свой долг» (хроника Афганской и Чеченской войн), «Эхо войны» (осколки снарядов, фрагмент снаряда от реактивного миномета «Катюша», найденные в местах боевых действий, фрагмент фюзеляжа «летающего танка» – «Ил-2» и другие фрагменты, найденные в районе Миус-фронта), «Экспонаты III Рейха». Все материалы систематизированы и подвергнуты учету.
Имеется отдельная экспозиция, посвященная советскому авиаконструктору – Георгию Михайловичу Бериеву (1903-1979), которая началась с пуговицы с адмиральского мундира Бериева, приобретенной на «блошином» рынке. Позже о находке узнала дочь Бериева – Майя Георгиевна и передала в школьный музей множество подлинных вещей – награды генерального конструктора, документы, среди которых есть даже поздравление с днём рождения от самого И. В. Сталина.
Школьный музей является базой для систематической воспитательной работы по сохранению и приобретению обучающимися знаний и представлений о прошлом нашей Родины, об исторических путях развития российского общества, сведения о нашей малой родине. Экспонаты музея хранят память о традициях жизни наших прадедов и способствуют поддержанию традиций, на которых воспитывается нынешнее поколение. Учебные экскурсии, уроки-экскурсии, встречи с ветеранами и участниками войн, школьные конкурсы военно-патриотической направленности, тематические представления, литературно-исторические постановки, Дни памяти, поисковая работа, работа по подготовке экскурсоводов из числа обучающихся школы – все эти мероприятия способствуют формированию личности обучающихся.
В дальнейшей работе школьного музея планируется следующее:
- расширение экспозиций,
- продолжение поисковой деятельности;
- ведение Книги Памяти,
- создание презентаций по военно-исторической тематике;
- привлечение подростков «группы риска» к экскурсионной деятельности;
- развитие системы видео- и аудио- гидов;
- проведение семинаров, круглых столов, диспутов;
- работа по обмену опытом с представителями поисковых отрядов других школ города;
- сотрудничество с государственными музеями и общественными организациями;
- проведение акции «Война глазами детей».
Школьный музей стал центром воспитательной работы, средством воспитания общественной активности школьников, обеспечивает им создание среды, благоприятной для творческого развития, способствует восстановлению культурных традиций.
В целях повышения эффективности работы по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию, формированию у обучающихся интереса к культуре и истории родного края, сохранению культурного наследия и героического прошлого предков, по развитию творческих способностей и общественной активности в ходе проведения экскурсионной и культурно-просветительской работы на базе Музея боевой и трудовой славы проводятся экскурсии для обучающихся других школ города Таганрога.