Cхема: C C C C
Шрифт: A A A
Кернинг: 1 2 3
Изображения

Городъ Таганрогъ

показать меню
Описание

Железнодорожный транспорт в Таганроге - важнейшая составляющая жизнедеятельности города, имеющая давнюю историю. Движение поездов было открыто 23 декабря 1869 г. (по старому стилю). В торжественной обстановке, с молебнами и оркестром первый поезд проследовал от Никитовки до Таганрога. Большую роль в том, чтобы «чугунка» прошла через Таганрог, сыграл писатель Н. В. Кукольник. Строительные работы вел известный предприниматель С. С. Поляков.
В Таганроге по проекту местного архитектора С. И. Загоскина был возведен первоклассный вокзал в стиле архитектурной эклектики. Двухэтажное краснокирпичное здание с узорчатой кладкой сохранилось до наших дней, и является объектом культурного наследия регионального значения.
Станция была тупиковая, имела красивую крытую платформу, что защищало пассажиров от солнца и осадков. На левой эстакаде находилась вокзальная часовня, которую разрушили в 1920-е годы. Станция имела локомотивное депо на 12 единиц, с оборотным кругом, позволявшим менять направление движения поездов. Ныне является пригородным вокзалом, официально именуется вокзалом «Таганрог-II», а неофициально – Старым вокзалом. Он расположен в историческом центре Таганрога, на Площади Восстания. Мемориальные доски на здании вокзала со стороны перрона и памятник «Паровоз» на площади перед вокзалом напоминают о событиях гражданской войны, приведших к установлению

советской власти в городе. Станция имеет прямой выход на грузовую станцию Марцево и пассажирскую «Таганрог-I». Используется в основном для приёма/отправки и отстоя грузовых составов, подачи вагонов в морской порт, Тагмет, Красный котельщик и другие предприятия города.
В последние годы здание вокзала обветшало, вставленные белые металлопластиковые окна портят его архитектурный облик.
В 1962 году вступил в строй вокзал «Таганрог-I» или Новый вокзал (ул. Москатова, 8). Он расположен в северной части города, непосредственно на железнодорожной линии Ростов-на-Дону — Иловайск. Здание возведено на месте блок-поста № 694. В этом районе в октябре 1941 года приняли последний бой с фашистами воины 8-го отдельного дивизиона бронепоездов № 14, 45 и 59, о чем говорит мемориальная доска, установленная на здании Нового вокзала. Первый железнодорожный состав был принят станцией в мае 1962 года, первый пассажирский поезд дальнего следования - 1 августа.

Станция изначально строилась непосредственно для пассажирских поездов. До недавнего времени здесь курсировали поезда, следовавшие из Ростова-на-Дону по территории Украины, в том числе и международные. Так, из этого города можно было добраться до крупнейших узловых станций Украины, России, Беларуси. Военные действия на территории Украины, в целях безопасности пассажиров, вынудили РЖД отменить все пассажирские поезда дальнего следования на участке Таганрог-I – Успенская. С 2014 года через Новый вокзал следуют пригородные поезда в Ростов-на-Дону и до украинской границы (станция Успенская), а также в обратном направлении.

Библиография
Тект перед Библиографией 1. Биркенгоф В. Загадка 694-го километра // Таганрогская правда. – 1997. – 12 авг. – С. 3
2. Богомаз П. На перекрестке дорог // П. Богомаз. На земле Миусской: ист.-краевед. очерки. – Таганрог, 2000. – С. 72-76
3. Буханова Л. Забастовка железнодорожников Таганрога / Л. Буханова, М. Левина // Таганрогская правда. – 1958. – 1 авг. – С. 3
4. Вдовин М. Эвакуация Таганрога // М. Вдовин. Ворота Кавказа. Кн. 1, ч. 1. – Ростов-на-Дону, 2003. – С. 260-279
5. Волошин В. А. Рельсовая война Нестора Кукольника // Вехи Таганрога. – 2009. - № 39. – С. 47-50
6. Волошинова Л. Ф. Вокзал – зеркало городского бытия // Вехи Таганрога. – 2011. - № 47. – С. 34-36
7. Кукольник Н. В. Азовская железная дорога // Вехи Таганрога. – 2009. - № 39. – С. 12-14
8. Николаенко А. У истоков Азовской железной дороги // Таганрогская правда. – 1999. – 24 дек. – С. 4
9. Новиченко Г. Старый вокзал // Таганрогская правда. – 1986. – 14 июня. – С. 4
10. Новому вокзалу – уже 35 // Вальцовка. – 1997. – 10 сент. – С. 4
11. Первый поезд Ростов – Таганрог // Молот. 1943. – 8 сент.
12. Смирнов А. Стальные защитники Таганрога // Таганрогская правда. – 2008. – 17; 24; 31 окт. – С. 6
13. Фоминых Н. Здание старого вокзала // Вехи Таганрога. – 2004. - № 21. – С. 31-32