Железнодорожный транспорт в Таганроге - важнейшая составляющая жизнедеятельности города, имеющая давнюю историю. Движение поездов было открыто 23 декабря 1869 г. (по старому стилю). В торжественной обстановке, с молебнами и оркестром первый поезд проследовал от Никитовки до Таганрога. Большую роль в том, чтобы «чугунка» прошла через Таганрог, сыграл писатель Н. В. Кукольник. Строительные работы вел известный предприниматель С. С. Поляков.
В Таганроге по проекту местного архитектора С. И. Загоскина был возведен первоклассный вокзал в стиле архитектурной эклектики. Двухэтажное краснокирпичное здание с узорчатой кладкой сохранилось до наших дней, и является объектом культурного наследия регионального значения.
Станция была тупиковая, имела красивую крытую платформу, что защищало пассажиров от солнца и осадков. На левой эстакаде находилась вокзальная часовня, которую разрушили в 1920-е годы. Станция имела локомотивное депо на 12 единиц, с оборотным кругом, позволявшим менять направление движения поездов. Ныне является пригородным вокзалом, официально именуется вокзалом «Таганрог-II», а неофициально – Старым вокзалом. Он расположен в историческом центре Таганрога, на Площади Восстания. Мемориальные доски на здании вокзала со стороны перрона и памятник «Паровоз» на площади перед вокзалом напоминают о событиях гражданской войны, приведших к установлению
советской власти в городе. Станция имеет прямой выход на грузовую станцию Марцево и пассажирскую «Таганрог-I». Используется в основном для приёма/отправки и отстоя грузовых составов, подачи вагонов в морской порт, Тагмет, Красный котельщик и другие предприятия города.
В последние годы здание вокзала обветшало, вставленные белые металлопластиковые окна портят его архитектурный облик.
В 1962 году вступил в строй вокзал «Таганрог-I» или Новый вокзал (ул. Москатова, 8). Он расположен в северной части города, непосредственно на железнодорожной линии Ростов-на-Дону — Иловайск. Здание возведено на месте блок-поста № 694. В этом районе в октябре 1941 года приняли последний бой с фашистами воины 8-го отдельного дивизиона бронепоездов № 14, 45 и 59, о чем говорит мемориальная доска, установленная на здании Нового вокзала. Первый железнодорожный состав был принят станцией в мае 1962 года, первый пассажирский поезд дальнего следования - 1 августа.
Станция изначально строилась непосредственно для пассажирских поездов. До недавнего времени здесь курсировали поезда, следовавшие из Ростова-на-Дону по территории Украины, в том числе и международные. Так, из этого города можно было добраться до крупнейших узловых станций Украины, России, Беларуси. Военные действия на территории Украины, в целях безопасности пассажиров, вынудили РЖД отменить все пассажирские поезда дальнего следования на участке Таганрог-I – Успенская. С 2014 года через Новый вокзал следуют пригородные поезда в Ростов-на-Дону и до украинской границы (станция Успенская), а также в обратном направлении.