Cхема: C C C C
Шрифт: A A A
Кернинг: 1 2 3
Изображения

Городъ Таганрогъ

показать меню
Описание

Таганрогский морской торговый порт, АО. История порта начинается с 1698 года, когда по указанию Петра I Пушкарский приказ издал указ о строительстве крепости и сооружении гавани на мысе Таган-Рог. Таганрог закладывался как крепость и база русского военного флота. Разрушенный после войны с Турцией город, начал восстанавливаться во времена правления императрицы Екатерины II. После присоединения Крыма к Российской империи Таганрог утратил значение крепости и превратился в крупный торговый порт.
Время наивысшего расцвета порта приходится на 60-е гг. XVIII - первую половину XIX вв. Объемы торговли через Таганрог стремительно возрастали. Экспортировалось зерно, икра, уральское железо, сибирские меха, кожи, лен и многое другое. Ввозились вина, фрукты, ткани, кофе. Главными торговыми партнерами были Греция, Италия, Франция, Великобритания, Турция.
Рост грузооборота потребовал увеличения числа причалов для обработки судов. Были построены южный и северный молы с тремя причалами. Малые глубины при подходе судов к порту не позволяли судам грузоподъемностью свыше 1 000 тонн заходить в гавань. В связи с этим был прорыт подходной канал к порту, по которому могли подходить суда с осадкой 3,2 м. К 1971 году подходной канал был углублен до 5 м и продлен до 19 км. В 1878 году был сооружен маяк.
Период расцвета длился до середины XIX века. Таганрог постепенно утрачивал роль международного торгового центра, уступив пальму первенства Одессе и Ростову-на-Дону.
В период с 1917 по 1920 гг. в ходе революции и гражданской войны, неоднократной смены власти в городе, работа порта практически полностью была парализована.

В советские годы порт утратил свой международный статус и был переведен на обслуживание внутренних линий. С вводом в эксплуатацию Волго-Донского судоходного канала грузооборот порта стал увеличиваться. В порту было построено четыре новых причала, пассажирский причал и морской вокзал.
С распадом СССР в 1991 году разрушилась и единая прежде транспортная система. Крупнейшие южные порты отошли к Украине и Грузии. В этой ситуации Таганрог был вновь открыт для захода иностранных судов. Заканчивается долгий период его изоляции от внешнего мира.
Сегодня Таганрог успешно возрождает славу южных торговых ворот России. Порт практически полностью ориентирован на внешнеэкономические операции. Его услугами пользуются крупнейшие российские экспортеры металла, угля, сельскохозяйственной продукции. Через порт проходят маршруты из Центральной России, Сибири, Урала и Центральной Азии в страны Средиземноморья, Каспийского бассейна, в том числе водным транспортом через Волго-Донскую систему внутренних водных путей России.

Библиография
Тект перед Библиографией 1. Андреенко С. А. Таганрогский морской порт // Таганрог: энциклопедия. – Таганрог, 2008. – С. 700-701
2. Башкатов Б. А. Мой порт – моя гордость. – Таганрог, 2013. – 468 с.: ил.
3. Иноземцев Г. А. Таганрог – торговый порт Юга России // Таганрог / Д. А. Бровкович, Г. А. Иноземцев, М. Н. Корчин. – Ростов-на-Дону, 1948. – С. 26-43
4. Крупнейший внешнеторговый порт Приазовья / Л. А. Бодик, Я. Г. Гришков и др. // Таганрог: ист.-краевед. очерк. – Ростов-на-Дону, 1971. – С. 31-57
5. Мищенко В. Порт… в блеске проектов // Таганрогская правда. – 1993. – 30 нояб. – С. 3
6. Окно в Средиземноморье // Петровский форпост на пути преобразований . – Киев, 2013. – С. 92-105
7. Пароходы – ушедшая реальность // Таганрогская правда. – 2012. – 6-12 июля. – С. 16
8. Паустовский К. Порт в траве // К. Паустовский. Собрание сочинений в 9 т. Т.7. – Москва, 1983. – С. 67-68 – С. 84
9. Решетников В. Чего хотел герцог Ришелье // Таганрогская правда. – 1988. – 5 апр. – С. 4
10. Филевский П. П. Таганрогский порт // Таганрогский вестник. – 1991. - № 18. – С. 3
11. Филевский П. П. Таганрогский порт и различного вида торговля, Связанная с ним // П. П. Филевский. История города Таганрога. – Таганрог, 2007. – С. 255-302
12. Цымбал А. Торговый порт Таганрог // Таганрогская правда. – 1993. – 21 июля. – С. 7