Cхема: C C C C
Шрифт: A A A
Кернинг: 1 2 3
Изображения

Городъ Таганрогъ

показать меню
Описание

Таганрогский комбайновый завод. Под угрозой занятия немецкой армией города Ревеля (Таллина) было принять решение о переводе Русско-Балтийского завода в Таганрог. Для строительства городская Дума выделила 100, затем еще 75 десятин земли в юго-западной части города. 15 октября 1915 года были забиты первые колышки для строитель-ства производственных зданий. А в сентябре 1916 года уже была выпущена первая партия артиллерийских снарядов для русской армии. За свою историю завод претерпел несколько переименований в связи с выпускаемой продукцией:
• 1915-1922 — Русско-Балтийский снарядный завод
• 1922-1925 — Таганрогский механический завод
• 1925-1948 — Таганрогский инструментальный завод № 65 им. т. Сталина
1948-1986 — Таганрогский комбайновый завод
• 1986-1993 — ПО «Таганрогский комбайновый завод»
• 1993 — ОАО «Таганрогский комбайновый завод»
Вначале выпускался различный инструмент, затем запчасти для тракторов, мотоциклы ТИЗ АМ-600. В 1941 году завод эвакуирован в Сибирь: производство снарядов и взрывателей - под Новосибирск, производство мотоциклов - в Тюмень. После освобождения Таганрога пришлось восстанавливать разрушенное производство. В феврале 1944 года была вы-пущена первая партия боеприпасов для фронта.
В 1945 году завод становится предприятием сельхозмашиностроения. В 1953-м - на его базе создано Государственное специальное конструкторское бюро по зерноуборочным машинам (ГСКБ). Комбайны СК-3, СК-4, самоходные шасси СШ-75 «Таганрожец» удостаивались крупных советских и международных наград.
В 1971 году начался выпуск комбайнов «Колос», завоевавших золотую медаль на международной выставке в Будапеште (1973). За 1974-1984 гг. было выпушено 155463 комбайна. Разрабатывалась серия новых машин для сельского хозяйства: «фермерский» комбайн КЗС-3 «Русь», роторный комбайн КЗСР-5, зернопогрузчик и др. Но в связи с экономическим кризисом в России спрос на продукцию завода упал. Предприятие подошло к банкротству.
В результате был взят курс на новое направление - производство легковых автомобилей мирового класса. После масштабной реконструкции 12 сентября 1998 года, в день 300-летия основания Таганрога, с конвейера теперь уже Таганрогского автомобильного завода сошел первый автомобиль - белая «Ассоль».
В историю Таганрогского комбайнового завода вписаны славные имена Н. В. Лутая, Х. И. Изаксона, Г. И. Чернова и др.
На средства завода строились жилые дома, детские комбинаты. В разные годы сданы в эксплуатацию Дворец культуры, стадион «Торпедо». В 1981 году недалеко от заводоуправления появился памятник «Комбайн». Это поднялся на пьедестал настоящий «Колос» - вернувшийся с полей комбайн под № 1, выпущенный заводом. В 1991 году открыт Мемориальный комплекс в честь комбайностроителей, павших в боях за Родину.

Библиография