Cхема: C C C C
Шрифт: A A A
Кернинг: 1 2 3
Изображения

Городъ Таганрогъ

показать меню
Дядя Ваня
Описание

Пьеса «Дядя Ваня» впервые опубликвана в сборнике «Пьесы», СПб., изд. А. С. Суворина в 1897 году.
С небольшими изменениями вошло в том «Пьесы» марксовского издания – т. VII (1901).
С того же стереотипа перепечатано во втором, дополненном издании тома – т. VII (1902).
Одновременно часть тиража выпущена отдельным изданием: Антон Чехов. Дядя Ваня. Сцены из деревенской жизни. В четырех действиях. СПб., изд. А. Ф. Маркса, 1902 (ценз. Разр. 15 марта 1902 г.).

Пьеса А. П. Чехова с подзаголовком «Сцены из деревенской жизни в четырёх действиях». Окончательно завершена в 1896 году.
Действие происходит в усадьбе первой жены профессора Серебрякова, где он временно вынужден жить, не имея достаточных средств для достойной жизни. Много лет за усадьбой присматривает Иван Петрович Войницкий, брат покойной супруги профессора, который занимается всеми хозяйственными вопросами. Помогает ему его племянница Соня, дочь Серебрякова от первого брака. Также в этом имении живут обедневший помещик Илья Ильич Телегин, старая няня Марина и Мария Васильевна Войницкая, мать Ивана Петровича и покойной супруги профессора.
Профессор Серебряков во второй раз женился на молодой и красивой женщине, Елене Андреевне. Отношения между нею и дочерью Серебрякова Соней довольно натянуты, так как последняя подозревает мачеху в браке по расчёту.
У профессора Серебрякова постоянные приступы подагры. Для лечения профессора в имение приезжает доктор Михаил Львович Астров.
Дядя Ваня (Войницкий) завидует профессору, не признаёт его учёности, хотя в прошлом боготворил его. Под давлением матери, которая восхищается своим учёным зятем и обожает его, Иван Петрович Войницкий вместе с ней ночами переводил для него статьи и трудился, отказывая себе во всём, чтобы высылать Серебрякову как можно больше денег. Дядя Ваня влюблён в Елену Андреевну; она отвергает его, хотя это ей и льстит.
Однажды утром Елена Андреевна и Соня мирятся, и та признаётся мачехе в том, что на протяжении шести лет любит доктора Астрова, который не замечает чувств девушки. Елена Андреевна предлагает падчерице следующее: она деликатно поговорит с Астровым о чувствах Сони, и если он безразличен к ней, Елена Андреевна попросит его покинуть имение и не возвращаться, дабы не терзать сердца девушки. Во время последовавшего за этим разговора доктор Астров сообщает Елене Андреевне, что он уважает Соню как друга, но на большие чувства уже не способен. Астров предлагает Елене Андреевне тайно закрутить роман и осыпает её поцелуями. За этим их застаёт Иван Петрович, нёсший Елене Андреевне розы в знак примирения. Этот факт ещё сильнее расшатывает его и без того нестабильное эмоциональное состояние.

   В это время профессор Серебряков собирает семейный совет, на котором предлагает членам семьи продать имение. Дядя Ваня решительно протестует: отец купил усадьбу для его покойной сестры, и так как на покупку дома не хватало 25 тысяч, Иван Петрович отказался от наследства в её пользу. Предложение Серебрякова становится последней каплей, и дядя Ваня решает высказать ему всё, что накопилось у него на душе за все эти годы. Он фактически положил свою жизнь на алтарь поклонения профессору и работал ради его благополучия, не получая за это ни благодарности, ни дополнительного «рубля к жалованию». Разгорается скандал, и дядя Ваня в пылу злости пытается убить профессора, но дважды стреляет мимо. Профессор Серебряков и Елена Андреевна решают немедленно покинуть имение.
Неожиданно доктор Астров обнаруживает, что у него пропала баночка с морфием. Справедливо заподозрив в краже Ивана Петровича Войницкого, который вполне вероятно хотел свести счёты с жизнью, Астров всё же уговорами с помощью Сони забирает наркотик обратно.
В итоге, Войницкий всё-таки мирится с профессором и убеждает его, что тот будет получать такое же содержание, что и раньше. Серебряков и Елена Андреевна уезжают в Харьков, а Соня и дядя Ваня Войницкий остаются в имении. Позже уезжает и Астров. Соня и дядя Ваня работают в кабинете, записывая счета.
В финале пьесы Соня говорит: «Мы, дядя Ваня, будем жить, <...> будем терпеливо сносить испытания, какие пошлёт нам судьба; <...> мы покорно умрём и там, за гробом, мы скажем, что мы страдали, что мы плакали, что нам было горько, и Бог сжалится над нами. <...> Мы услышим ангелов, мы увидим все небо в алмазах... Мы отдохнём! (Стучит сторож. Телегин тихо наигрывает; Мария Васильевна пишет на полях брошюры; Марина вяжет чулок.) Мы отдохнём! (Занавес медленно опускается)».

Библиография
Текст перед библиографией
  1. Авдеев, Ю. К. Следы истории: усадьба Чехова в Мелихове и тема природы в рассказах и пьесе «Дядя Ваня» // Чеховиана: Статьи, публикации, эссе. – 1990. – М.: Наука. – С.243-247.

  2. Алексеева, Л. М. Кащееборец в пьесе Чехова «Дядя Ваня»: об отсылке образа Войницкого к образу Георгия Победоносца – мифологичного змееборца // Л. М. Алексеева // Полярные сияния в мифологии славян. Тема змея и змееборца. – М., 2001. – С. 391-396.

  3. Афанасьев, Э. С. «Дворянское гнездо» в пьесах Чехова (от «Иванова» к «Дяде Ване») / Э. Афанасьев // Русская словесность. – 2009. – №4. – С. 10-15.

  4. Бакушинская, О. Дяде ване сто лет, а он еще вполне… 100 лет назад А.П. Чехов написал пьесу «Дядя Ваня» / О. Бакушинская // Комсомольская правда. – 1996. – 17 авг. – С. 1.

  5. Бердников, Г. От «Лешего» к «Дяде Ване» / Бердников Г. // Чехов-драматург. Традиции и новаторство в драматургии А. П. Чехова. Изд. 3-е, доработ. и доп. – М., 1981. – С. 186-215.

  6. Берковский, Н. Чехов, повествователь и драматург / Берковский. Н. // Статьи о литературе. – М. – Л., 1962. – С. 443-444.

  7. Бочарова, И. О психологической драме Чехова и Толстого: рецензия на книгу Лакшина В. Искусство психологической драмы Чехова и Толстого «Дядя Ваня» и «Живой труп» / И. Бочарова // Вопросы литературы. – 1958. – № 12. – С. 223-229.

  8. Гитович, Н. Когда же был написан «Дядя Ваня»? / Н. Гитович // Вопросы литературы. – 1965. – № 7. – С. 130-136.

  9. Гольштейн, Г. Жертва и долг в «Дяде Ване» / Г. Гольштейн // Русская литература. – 1998. – № 2. – С. 65-74.

  10. Димитров, Л. Чеховский «Дядя» и «честные правила» драматургии: критика драматургии Чехова Л. Н. Толстым // Чеховиана: Из века XX в XXI: Итоги и ожидания. – М, 2007. – С. 386-393.

  11. Долженков, П. «Страшно то, что непонятно» / П. Долженков // Театр. – 1991. – № 1. – С. 83-90.

  12. Долотова, А. М. «Зачем срубили березняк и сосновый бор?» (От «Наивного лешего» – к «Дяде Ване») // Чеховиана: Статьи, публикации, эссе. – М.: Наука, 1990. – С.83-91.

  13. Епифанова, О. Средства комического в пьесах А. П. Чехова «Леший» и «Дядя Ваня» // Чеховские чтения в Таганроге. – Таганрог, 2010. – С. 80-84.

  14. Ермилов, В. В человеке должно быть все прекрасно! / В. Ермилов // Избранные работы в 3-х т., Т. 1. – М.: Голитиздат, 1955. – С. 322-332.

  15. Ермилов, В. «Дядя Ваня» / В. Ермилов // Драматургия Чехова. – М., 1954. – С. 132-200.

  16. Жегин, Н. Бедный Дядя Ваня / Н. Жегин // Культура. – 2008 . – 18-24 дек. – С. 4.

  17. Захаркин, А. «Чайка» и «Дядя Ваня» / А Захаркин // А. П. Чехов. – М.,1961. – С. 102-110.

  18. Зубарева, В. «Дядя Ваня»: «Иллиада» деревенской жизни (к вопросу о роли имплицитного пространства в Чеховской комедии нового типа) // Творчество А. П. Чехова. – Таганрог, 2010. – С. 21-32.

  19. Иванова, В. Музыкальность в структуре пьесы «Дядя Ваня» А. П. Чехова // Молодежные Чеховские чтения в Таганроге. – Таганрог, 2014. – С. 34-37.

  20. Казарин, В. Диалог с Чеховым о гражданской войне / В. Казарин // Литературная газета. – 2002. – № 14-15 (апр.). – С. 12.

  21. Кайдаш, С. О красоте, о праздности, о гордости… / С. Кайдаш // Независимая газета. – 1999. – 9 апр. – С. 12.

  22. Кайдаш-Лакшина, С. Профессор Серебряков: Истоки образа и мифы: о прообразах героев в пьесах «Леший» и «Дядя Ваня» // Таганрогский вестник. – 2002. – Таганрог. – С. 64-75

  23. Камянов, В. Движение внутренней темы: Чеховские пьесы «Дядя Ваня» и «Три сестры» / В. Камянов // Время против безвременья. – М., 1989. – С. 193-235.

  24. Карпун, П. Предварительные данные о новых чеховских местах в г. Таганроге // Краеведческие записки. Вып. 1. – Таганрог, 1957. – С. 268-269.

  25. Кондратьева, В. Пространство усадьбы в пьесе А. П. Чехова «Дядя Ваня» // Проблемы поэтики А. П. Чехова. – Таганрог, 2003. – С. 92-101.

  26. Лакшин, В. Я. Искусство психологической драмы Чехова и Толстого («Дядя Ваня» и «Живой труп») / В. Я. Лакшин. – М.: Изд-во МГУ, 1958. – 85 с.

  27. Лакшин, В. Пьеса, которой возмутился Толстой / В. Лакшин // Толстой и Чехов. – М.: Советский писатель, 1963. – С. 205-230.

  28. Мандельштам, О. Э. О пьесе А. Чехова «Дядя Ваня»: [набросок] / О. Мандельштам // Собрание сочинений в 4 т. Том 3 и 4. – 1991. – М.: ТЕРРА. – С. 521-523.

  29. Недоречко, Ю. Анализ пьесы А. П. Чехова «Дядя Ваня» в аспекте связи классического произведения с современностью // Чехов в школе. – Ростов н/Д, 1968. – С. 17-42.

  30. Николаенко, А. Дядя Ваня / А. Николаенко // Таганрогский вестник. – 1998. – 31 янв. – С. 5; 14 февр. – С. 5.

  31. Одесская, М. От «Лешего» к «Дяде Ване»: поиск идентичности героя / М. Одесская // Чехов и проблема идеала. – М., 2011. – С. 166-176.

  32. Пырков, И. В. Часы и сердце. Философия усадебного ритма и времени в драматургии Чехова // Гнездо над обрывом. Ритм, пространство и время в русской усадебной литературе XIX века (И. А. Гончаров, И. С. Тургенев, А. П. Чехов). – Саратов: ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия», 2017. – С. 336-365.

  33. Розовский, М. Чтение «Дяди Вани»: режиссерское прочтение Чеховского произведения / М. Розовский // К Чехову… – М., 2003. – С. 141-411.

  34. Семанова, М. История создания пьесы А.П. Чехова «Дядя Ваня» // Ученые записки. – Т. 81. – Ленинград. – С. 201-256.

  35. Стариков, Д. Всегда сегодня / Д. Стариков // Перечитывая классику. – М., 1974. – С. 146-235.

  36. Шапочка, Е. Зембулатов Василий Иванович // Энциклопедия Таганрога. – Таганрог: Антон, 1998. – С. 272.

  37. Шпакова, Л. Здесь жили прототипы чеховских рассказов / Л. Шпакова // Таганрогская правда. – 1976. – 18 февр. – С. 4.

Фотогалерея