Cхема: C C C C
Шрифт: A A A
Кернинг: 1 2 3
Изображения

Городъ Таганрогъ

показать меню
Виктор Борисов-Мусатов. Весна (фрагмент). 1898-1901. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Описание
Пьеса «Вишнёвый сад» – последнее произведение писателя и драматурга А. П. Чехова, которое он писал, будучи уже неизлечимо больным, вспоминая всё самое важное и думая о том, что он оставит после себя.  

Герои пьесы «Вишнёвый сад» символизируют прошлое, настоящее и будущее. Раневская и Гаев поглощены воспоминаниями о давно прошедших временах, Лопахин занят текущими делами, стремясь извлечь пользу из всего, что имеет в настоящий момент, а Петя с Аней смотрят далеко вперёд, в будущее, невзирая на реально происходящие события.
В течение всей пьесы прошлое, настоящее и будущее словно выясняют между собой отношения. Каждый герой говорит о своём, не слушая другого, в результате чего «наступает тишина, в которой слышится отдалённый печальный звук лопнувшей струны». Внутренняя драма каждого оказывается важнее внешних событий.

Помещица Любовь Андреевна Раневская с дочерью Анной после долгой разлуки возвращаются домой. Все это время она жила в Париже, куда уехала после смерти супруга и маленького сына. За пять лет Любовь Андреевна тратит почти все свои сбережения. Тяжелым ударом для женщины становится предательство молодого любовника, который скрылся со всеми ее деньгами.

В родовом имении Любовь Андреевну встречает ее брат Леонид Андреевич Гаев и приемная дочь Варя. Они сообщают героине неприятную новость. Финансовое положение семьи настолько тяжелое, что необходимо продать имение и большой вишневый сад. Помещицу тут же встречает и потенциальный покупатель. Это богатый купец Лопахин, чьи родители были крепостными у помещиков Раневских. Любовь Андреевна наотрез отказывается продавать прекрасный вишневый сад, который был для нее символом счастливой, безмятежной юности.

В день торгов Раневская устраивает в имении бал. Родовое поместье и вишневый сад уходят с молотка. Новым хозяином становится довольный Лопахин. Анна находит общий язык с молодым учителем Трофимовым, который убеждает ее учиться и развиваться как личность. Любовь Андреевна возвращается в Париж, Гаев устраивается на работу в банк, а Варя получает должность экономки. Усадьба пустеет, и вскоре в вишневом саду раздается звук топора.

Библиография
Текст перед библиографией
  1. Альми И. Л. Через противоречия — к гармонии. Заметки о поэтике пьесы Чехова «Вишневый сад» // Литература в школе. – 1986. – №2. – С. 58-61
  2. Афанасьев Э. С. «Вишневый сад» А. П. Чехова: ироническая комедия // Литература в школе. – 2001. – № 2. – С. 13-19
  3. Баймухаметов С. Проблема. Вишневый сад рабочих и крестьян // Литературная газета. – 2003. – 29 янв. – 4 февр. – С. 9
  4. Балашов С. В. Так ли молодо «молодое поколение»? (К изучению «Вишневого сада») // Литература в школе. – 1990. - № 1. – С. 87-96
  5. Бойкова М. Е. Потерянный рай А. П. Чехов. «Вишневый сад» // Литература в школе. – 2015. – № 11. – С. 12-17
  6. Валагин А. Звук лопнувшей струны // Уроки литературы. – 2006. – № 8. –  С. 1-4
  7. Гармаш С. А. А. П. Чехов. Комедия «Вишневый сад» (опыт прочтения пьесы) // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. Гуманитарные науки. – 2012. – №2. – С. 91-94
  8. Глаголева Н. М. Номинация действующих лиц в комедии А. П. Чехова «Вишневый сад» // ТГПИ. Труды 40-й студенческой научно-теоретической конференции. – Таганрог, 1997. – С. 46-48
  9. Головачева А. Г. «Звук лопнувшей струны». Непрочитанные страницы истории «Вишневого сада» // Литература в школе. – 1997. – № 2. – С. 34-45
  10. Головачёва А. Г. Время и времена в «Вишнёвом саде»: некоторые культурные аналогии // Литература в школе. – 2015. – №3. – С. 8-11
  11. Грачева И. В. Пьеса А. П. Чехова «Вишневый сад» и русская живопись // Литература в школе. – 2000. – №2. – С. 26-33
  12. Зимин А. А. О книгах, театре, кино и прочем. Из архивного наследия (О «Вишневом саде» и повести А. П. Чехова «Три года») // Отечественная история. – 2002. – № 1. – С. 13 – 14; С. 192
  13. Иванова Н. Ф.   Под какую музыку продается вишневый сад в последней пьесе А. П. Чехова? // Литература в школе. – 2016. – № 4. – С. 8-10
  14. Казьмина Н. И. «Вся Россия – наш сад» // Уроки литературы. – 2006. – № 8. – С. 5-8
  15. Карасик Л. А. Красота спасет мир. Размышляя над «Вишневым садом» А. П.Чехова // Литература в школе. – 2004. – № 7. – С. 28-29
  16. Колобова Д. Н. Анализ образа персонажа как путь изучения драматического произведения на примере пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад» // Сборник трудов Пятьдесят второй научной студенческой конференции ТГПИ. – Таганрог.: Издательство ТГПИ, 2009. – С. 27-29
  17. Кондратьева В. В. Мифопоэтическое пространство дома в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» // Известия ВГПУ. – 2007. – №5. – С. 123-127
  18. Красильникова Е. Г. «Вишневый сад» А. П. Чехова и театр абсурда обэриутов // Литература в школе. – 1998. – С. 53-62
  19. Ласкин А. Гиацинты зимой. Малоизвестная статья С. Дягилева в скандинавском и русском контекстах // Звезда. – 2002. – №2. – С. 205-207
  20. Лебедев Ю. В.   «Вишневый сад» А. П. Чехова // Литература в школе. – 1990. – № 1. – С. 29-39
  21. Левандовская А. А. «Темное царство» Купец-предприниматель и его литературные образы // Отечественная история. – 2002. – № 1. – С. 149-150
  22. Левитан Л. С. Художественное завещание Чехова // Вехи Таганрога. – 2004. –№ 20. – С. 17-20
  23. Леман-Абрикосов Г. Вероятный источник «Вишневого сада» А. П. Чехова // Русская литература. – 1966. – № 1. – С. 186-189
  24. Любавин М. А. Карикатура в «Осколках» и «Вишневый сад» // Русская литература. – 1980. – № 4. – С. 180-181
  25. Маркина Е. Е. Бродский и Чехов: интертекстуальные связи стихотворения «Окна» (1963) и пьесы «Вишневый сад» // Литература в школе. – 2010. – № 5. – С. 34-35
  26. Милых М. Чеховские ремарки // Русская речь. – 1972. – №4. – С. 7 – 12
  27. Овчинникова А. В. Урок – диалог по пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» // Уроки литературы. – 2007. – № 10. – С. 7 – 10
  28. Риньери В. К., Факторович А. А. Смысл заглавия пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад» // Русская литература XIX – XX веков. – Ростов н/Д.: Феникс, 2001. – С. 270-272
  29. Риньери В.К., Факторович А. А. Ход времени в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» // Русская литература XIX – XX веков. – Ростов – н/Д.: Феникс, 2001. – С. 268-270
  30. Роговер Е. С. «Вишнёвый сад» А.П.Чехова: преемственность и новаторство // Литература в школе. – 2008. – №8. – С. 15-20
  31. Сендерович С. «Вишневый сад» – последняя шутка Чехова // Вопросы литературы. – 2007. – №1. – С. 290-317
  32. Сухих И. Русская литература. XIХ век. «Вишневый сад» (1903) // Звезда. – 2007. – № 12. – С. 207 – 228
  33. Тяпугина Н. Ю. «Вишневый сад» Антона Чехова // Литература в школе. – 2014. – № 2. – С. 17-21
  34. Фадеева Н. И. Своеобразие диалога в пьесе «Вишневый сад» // Русская речь. – 1985. – №1. – С. 14-19
  35. Хализев В. Е. Пьеса А. П. Чехова «Вишневый сад» // Литература в школе. – 1965. – №1. – С. 4-12
  36. Чернова И. Н. Сценическая интерпретация драматической коллизии «Раневская – Лопахин» в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» // Литература в школе. – 2004. – № 10. – С. 21-23
  37. Шапочка Е. А. Вишневый сад // Таганрогская правда. – 2012. – 27 янв. – 2 февр. – С. 6
  38. Шелехов С. «Вишневый сад» – колдовская аномалия // Вопросы литературы. – 2009. – №4. – С.141-166
  39. Экшут С. Комедия о вишневом саде // Родина. – 2015. – №2. – С. 155-158